Документ
Письмо Минтруда России от 06.11.2025 № 15-4/ООГ-2175
Комментарий
Для проведения специальной оценки условий труда создается комиссия по спецоценке. Работодатель должен издать приказ (распоряжение) в свободной форме, которым утверждается состав и порядок работы такой комиссии (ч. 1, 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее – Закон № 426-ФЗ).
До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. Также в этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Аналогичными признаются рабочие места, отвечающие в совокупности следующим условиям (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ):
- эти места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на них сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, выполняют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, материалов и сырья;
- работающие на них сотрудники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 % аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Передать результаты спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) должна организация, которая провела спецоценку (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). При этом она должна уведомить работодателя о передаче сведений в течение 3 рабочих дней со дня внесения сведений в ФГИС СОУТ. Отправить уведомление работодателю можно на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного УКЭП, с приложением копий подтверждающих документов (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Минтруд России в письме от 06.11.2025 № 15-4/ООГ-2175 отметил, что законодательство о специальной оценке условий труда не предусматривает:
- корректировку проведенных в рамках специальной оценки исследований,
- отнесения условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда,
- внесения в отчет, содержащийся в ФГИС СОУТ, других исправлений, которые могут повлиять на результаты проведения спецоценки.
Ведомство также разъяснило следующее: при отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса должны учитываться нормы физической динамической нагрузки, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, статическая нагрузка. При этом указанные показатели у сотрудников мужчин и женщин отличаются.
Если на аналогичных рабочих местах работают как мужчины, так и женщины, то в сведениях, которые передаются в ФГИС СОУТ, должны быть указаны результаты измерений показателей тяжести трудового процесса для женщин. Если такой информации нет, то система может выявить признак нарушения (сработает алгоритм контроля). При этом внести изменения в переданный отчет о проведении спецоценки нельзя.
В такой ситуации ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, полагаем, может быть возложена как на работодателя, так и на специализированную организацию, проводившую спецоценку, в зависимости от конкретных обстоятельств и причин нарушения.
Под нарушением установленного порядка проведения специальной оценки понимается невыполнение работодателем обязанностей, а также установленных Законом № 426-ФЗ обязательных требований к последовательно реализуемым в рамках спецоценки процедурам (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45).
Если работодатель не предоставил специализированной организации необходимые сведения, документы и информацию, не проконтролировал полноту и корректность отчета о спецоценке (в т. ч. наличие всех необходимых измерений), он может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. При этом результаты специальной оценки могут применяться только при условии, что сведения о них внесены в ФГИС СОУТ (ч. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
Если специализированная организация не провела необходимые измерения показателей тяжести трудового процесса на рабочих местах женщин, это является нарушением установленного порядка проведения спецоценки. За такое нарушение такая организация может быть привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ.
Следовательно, еще при проведении спецоценки на аналогичных рабочих местах, на которых работают мужчины и женщины, нужно проводить измерение таких показателей отдельно для женщин и указывать необходимую информацию в отчете о проведении спецоценки. Поэтому рекомендуем работодателю проконтролировать внесение такой информации в отчет.