Разъяснения государственных органов

Платить ли НДС при оказании маркетинговых услуг иностранцу?

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 05.08.2025 № 03-07-08/75718

Комментарий

Минфин России в письме от 05.08.2025 № 03-07-08/75718 рассмотрел вопрос исчисления НДС российской организацией, которая оказывает иностранному контрагенту (Китай) услуги по продвижению производимых им товаров в торговых точках на территории РФ (путем организации промомероприятий, приоритетной выкладки и демонстраций для неограниченного круга потребителей).

Объект обложения НДС возникает при оказании услуг, местом реализации которых признается территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Особенности определения места реализации услуг предусмотрены в ст. 148 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, место реализации рекламных и маркетинговых услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. При этом местом ведения деятельности считается территория РФ, если покупатель фактически находится в РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Услуги по продвижению товаров в торговых точках (в т. ч. путем организации промомероприятий, приоритетной выкладки и демонстрации для неопределенного круга потребителей) для целей НДС относятся к рекламным услугам.

В рассматриваемом случае покупателем услуг является иностранное лицо, которое находится в Китае. Поэтому местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией иностранному лицу, территория РФ не признается. Следовательно, объекта обложения НДС нет.