Разъяснения государственных органов

Можно ли представлять налоговые декларации электронным заказным письмом через Почту России?

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 03.09.2025 № АБ-4-19/8039@, Информация УФНС России по Ленинградской области

Комментарий

Почта России создала интернет-сервис "Электронные заказные письма" через который все желающие (в том числе организации и ИП) могут отправлять и получать почтовые письма в электронном виде.

Однако этот сервис не может быть использован для представления налоговых деклараций. Во-первых, это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Согласно ст. 80 НК РФ, декларации можно представлять в налоговый орган:

Во-вторых, сервис Почты России не может обеспечить подписание декларации собственноручной или электронно-цифровой подписью, что является обязательным. Поэтому декларация, отправленная через сервис, будет считаться непредставленной, а налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме (п. 152 Административного регламента, утв. приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@).

Такую информацию на своем сайте разместило УФНС России по Ленинградской области.

Управление отметило, что для предпринимателей простым и удобным способом представления отчетности является направление ее в электронном виде через интернет-сервис "Личный кабинет индивидуального предпринимателя". В таком порядке ИП могут представлять 20 форм отчетности, в т. ч. УСН, ЕСХН, РСВ, 6-НДФЛ, 3-НДФЛ. Для этого необходимую  отчетность следует бесплатно сформировать в программе "Налогоплательщик ЮЛ". Затем в личном кабинете ИП следует перейти в раздел "Жизненные ситуации", выбрать вкладку "НБО" и отправить подписанный квалифицированной электронной подписью файл декларации в формате XML в налоговый орган.

Кроме того, ИП в личном кабинете может скачать все документы, предусмотренные электронным документооборотом с налоговыми органами, подтверждающие отправку налоговой декларации и результат ее обработки, а также оперативно отслеживать статус камеральной налоговой проверки.