Документ
Письмо Минфина России от 26.03.2025 № 03-04-05/30164
Комментарий
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ, действующей с 1 января 2025 года, от НДФЛ освобождаются все виды компенсационных выплат, связанные с увольнением, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (шестикратный размер для работников Крайнего Севера и приравненных местностей).
Очередные разъяснения по порядку применения указанной нормы выпустил Минфин России. В письме от 26.03.2025 № 03-04-05/30164 ведомство рассказало, что при отсутствии у работодателя сведений о заработке за два года, предшествующих увольнению, размер выплат, не облагаемый НДФЛ, необходимо определять исходя из МРОТ.
Этот вывод Минфин России обосновал ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, согласно которой при отсутствии у застрахованного лица заработка (или когда фактический заработок в пересчете на месяц менее МРОТ) пособие по беременности и родам и уходу за ребенком определяются исходя из МРОТ.
Отметим, что комментируемое письмо, даже при согласии с изложенной позицией, не поможет работодателям определить необлагаемый размер выплат при увольнении, поскольку пособие по беременности и родам из МРОТ и пособие по уходу за ребенком из МРОТ считаются по-разному.
Так, ежемесячное пособие по уходу за ребенком из МРОТ определяется по формуле:
МРОТ х 40 %.
Что касается пособия по беременности и родам, то его сумма определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней отпуска по беременности и родам (по больничному листу). При этом средний дневной заработок исходя из МРОТ определяется так:
МРОТ × 24 / 730.
Полагаем, что в случае с выплатами при увольнении допустимо использовать тот способ, при котором необлагаемая сумма окажется выше.
При этом не можем не отметить, что предложенный Минфином России способ расчета компенсационной выплаты при увольнении, которая не облагается НДФЛ, не вполне соответствует буквальному толкованию абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ. При этом в части пособий, которые могут быть рассчитаны из МРОТ (в том числе при отсутствии сведений о заработке физлица) есть нормы о пересчете после поступления страховщику уточненных сведений (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства России от 23.11.2021 № 2010).
В отношении облагаемой суммы компенсаций, связанных с увольнением, такое уточнение невозможно, что нарушает права работника, поскольку может служить основанием для произвольного определения налоговой базы как обязательного элемента установления налога (ст. 17 НК РФ). А это может повлечь излишнюю уплату НДФЛ в бюджет в нарушение принципа законности, суть которого в том, что каждый должен платить только законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). При отсутствии такого обязательного элемента налогообложения, как налоговая база, налог не считается установленным (п. 1 ст. 17 НК РФ).