Разъяснения государственных органов

Как с 2025 года считать необлагаемый размер выходного пособия в целях НДФЛ?

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 03-04-06/117554

Комментарий

Выходное пособие (сохраняемый заработок) выплачивается работникам при увольнении по сокращению численности или штата, при ликвидации, а также в некоторых иных случаях. Например, при увольнении руководителя по решению уполномоченного органа ему также полагается выходное пособие.

При этом, согласно абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ, действующей с 1 января 2025 года, от НДФЛ освобождаются все виды компенсационных выплат, связанные с увольнением, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (шестикратный размер для работников Крайнего Севера и приравненных местностей).

Минфин России в письме от 22.11.2024 № 03-04-06/117554 напомнил, что порядок расчета пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен Положением, утв. постановлением Правительства России от 11.09.2021 № 1540 (далее – Положение № 1540). В связи с этим ведомство указало, что нормы названного Положения должны применяться и для применения п. 1 ст. 217 НК РФ. При этом в комментируемом письме отмечается, что вопросы об особенностях исчисления размера среднего месячного заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в компетенции Минфина России не входят.

Такой ответ финансового ведомства, к сожалению, не поможет работодателям определить необлагаемый размер выплат при увольнении.

Напомним, что пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитываются по-разному. При этом у них одинаковый порядок расчета среднего дневного заработка (см. ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ, п. 2 и п. 5 Положения № 1540).

Средний дневной заработок рассчитывается исходя из всех выплат работнику, на которые начислялись страховые взносы. Уже на этом этапе у работодателя возникнут проблемы, если в течение двух лет, предшествующих увольнению, работник трудился у другого страхователя. Поскольку справка 182н отменена, работодатель просто не узнает сумму заработка за расчетный период. При этом не поможет и справка о доходах (бывшая 2-НДФЛ), т. к. в ней не будет данных о том, на какие выплаты страховые взносы начислялись, а на какие нет.

Кроме того, из новой нормы абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ не вполне ясно, нужно ли использовать для расчета только выплаты, на которые были начислены страховые взносы, или упоминание в норме о порядке расчета говорит только об алгоритме, но не об учитываемых суммах.

Напомним, что для определения суммы среднего дневного заработка для назначения пособий начисленные выплаты делятся на количество дней в расчетном периоде. Расчетный период равен двум годам, предшествующим году, в котором выплачивается пособие. Из расчетного периода исключаются периоды:

Если работник трудился в расчетном периоде у иного (иных) работодателей, то о наличии исключаемых периодов текущий работодатель также не узнает.

Кроме того, по правилам расчета пособий по беременности и родам и уходу за ребенком работники имеют право на замену тех лет, в которых они находились в отпусках по беременности и родам и (или) уходу за ребенком. Во-первых, непонятно, нужно ли это правило применять при расчете необлагаемой суммы выплат при увольнении. Во-вторых, не совсем понятно, откуда эту информацию взять текущему работодателю, если сотрудник в расчетном периоде работал в ином месте.

Еще одна особенность в расчете пособий состоит в том, что если работник не имел заработка в течение расчетного периода или же его средний заработок в расчете за полный месяц был ниже МРОТ, установленного на день выплаты пособия, заработок признается равным МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, п. 14 Положения № 1540). Вопрос, нужно ли применять указанное правило при определении необлагаемого порога суммы выходного пособия, также открыт.

Возможно, в скором будущем появятся разъяснения по всем этим вопросам.