Разъяснения государственных органов

Можно ли при подписании первички использовать обезличенную КЭП?

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 17.07.2024 № ЗГ-2-26/10319

Комментарий

Из действующих норм об электронной подписи следует, что обезличенные квалифицированные электронные подписи (КЭП) юрлица применяют в случаях, когда проверка такой подписи и ее создание происходят автоматически (т. е. без участия человека) (ст. 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Например, такое возможно, если взаимодействие юридических лиц осуществляется с использованием информационных систем (ЕГАИС и т. п.).

Напомним, обезличенная КЭП организации – это подпись, в сертификате которой в качестве владельца такого сертификата не указано физическое лицо, действующее от имени юрлица. При этом для взаимодействия таким способом требуется распорядительный акт организации, которым определено физическое лицо, ответственное за взаимодействие с использованием обезличенной КЭП. Без такого распорядительного акта ответственность за взаимодействие возложена на руководителя юрлица.

В случае когда правоотношения требуют участия должностного лица, использование обезличенной КЭП организации не допускается.

Перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Так, обязательными являются (пп. 6-7 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

Первичные документы подписываются руководителем организации или лицами, уполномоченными руководителем подписывать первичные документы от имени организации.

В письме 17.07.2024 № ЗГ-2-26/10319 ФНС России пришла к выводу, что подписание первичных учетных документов электронной подписью с обезличенным сертификатом не позволяет выполнить указанные требования закона о бухучете в части подписания документов руководителем организации или уполномоченными лицами.

Соответственно, электронные первичные документы необходимо подписывать квалифицированной электронной подписью. Это позволит снизить риски, которые могут возникнуть у юрлица в связи с неправомерным использованием должностными лицами обезличенного сертификата электронной подписи.