Документ
Письмо ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@
Комментарий
Письмом от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@ ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов информацию о сформированных в судебной практике правовых позициях по вопросам дробления бизнеса. Под дроблением бизнеса понимается искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами (в т. ч. взаимозависимыми), которыми прикрывается фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
В документе на конкретных примерах показано, какие схемы ведения деятельности признаются незаконными и влекут налоговые доначисления, а также по каким признакам эти схемы должны выявляться инспекторами.
Единый центр руководства и общий производственный процесс
Несколько пунктов письма посвящены классической схеме дробления бизнеса, при которой единая хозяйственная деятельность ведется через несколько взаимозависимых организаций или ИП. Выявляются такие схемы по следующим признакам.
Один из них – единый центр руководства. На него могут указывать различные факторы. К примеру, оформление документации от имени всех взаимозависимых организаций, управление денежными потоками, составление и представление бухгалтерской и налоговой отчетности всех организаций, ведение учета административно-хозяйственных расходов, договорной, претензионной и исковой работы. А также совместное хранение бухгалтерских, кадровых документов и прочей финансово-хозяйственной документации, использование единого номера контактного телефона, сайта, совпадение МАС и IP-адресов компьютеров и т. п. (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.10.2022 № 301-ЭС22-11144, приведенное в п. 1 комментируемого письма).
Еще один признак - общий производственный процесс. Об этом говорит наличие у всех участников схемы одних и тех же поставщиков и подрядчиков, а также совместное использование материально-технических и трудовых ресурсов. К примеру, программа 1С, приобретенная на одну компанию, используется для ведения учета у всех участников схемы. Или деятельность осуществляется под единой обслуживающей маркой в общей рабочей зоне без какого-либо обособления, да еще с использованием общей ККТ (определение ВС РФ от 13.01.2020 № 305-ЭС19-25149, приведенное в п. 4 Обзора).
Также на единый производственный процесс указывает совместное использование персонала. Доначисления последуют, если выяснится, например, что сотрудники при необходимости перераспределяются между участниками группы. При этом перевод носит чисто формальный характер: вид деятельности, рабочее место, должность, должностные обязанности, руководители остаются прежними. А также если будет установлено, что работники, числящиеся у разных участников группы, фактически работают одной бригадой. Указывает на дробление и наличие сотрудников, работающих по совместительству у разных участников группы без разграничения должностных обязанностей (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.11.2022 № 308-ЭС22-15224, приведенное в п. 5 комментируемого письма).
Формальный характер
Еще одним признаком, указывающим на дробление, является фиктивный характер деятельности некоторых участников группы. Фактически она осуществляется исключительно на бумаге, тогда как в реальности соответствующие функции выполняются силами основного участника схемы.
К примеру, на бумаге реализация квартир осуществляется индивидуальными предпринимателями, которые ранее купили их у ООО. А на практике всё взаимодействие по заключению, сопровождению, регистрации таких сделок происходит через сотрудников общества. При регистрации договоров также присутствовал только представитель ООО. Он же платил госпошлину (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.07.2022 № 301-ЭС22-4481, приведенное в п. 3 комментируемого письма).
Или другой пример. Общество по разделительному балансу передало принадлежащие ему объекты недвижимости нескольким вновь созданным организациям. При этом общество продолжало вести переписку с арендаторами помещений по вопросам, связанным с текущей арендной платой, а также решать вопросы по эксплуатации этих объектов и их правовому сопровождению (определение ВС РФ от 12.08.2021 № 304-ЭС21-12783, приведено в п. 9 комментируемого письма).
Разделение бизнеса между родственниками
Следующий способ незаконной налоговой оптимизации, на который обращает внимание ФНС России, связан с вовлечением в бизнес родственников. Этому посвящены п. 6 и 7 комментируемого письма. При этом отмечается, что само по себе совместное ведение бизнеса родственниками не может рассматриваться как дробление. Однако если привлечение членов семьи носит формальный характер, то выручку могут консолидировать и вменить основному участнику схемы.
Признаки, говорящие о формальности привлечения родственников, по сути, те же, что и в случае ведения деятельности через несколько организаций. Это использование общих коммерческих обозначений, мест ведения деятельности, сайтов, адресов электронной почты и т. п. А также единый производственный процесс – общая логистика, делопроизводство, единая точка приема денег. Дополнительный признак – расходы по ведению бизнеса лежат только на одном члене семьи (определения ВС РФ от 05.05.2022 № 310-ЭС22-6431 и от 11.04.2022 № 304-ЭС22-3189).
Выделение части бизнеса
Еще один вариант незаконного дробления бизнеса – выделение на отдельное лицо части бизнеса. Подробности этой схемы раскрываются в п. 2 и 8 комментируемого письма.
В деле, рассмотренном ВС РФ (определение от 18.02.2021 № 304-ЭС20-23974), гостиничная организация на УСН при приближении доходов к предельному размеру оформила со своим штатным работником (который перед этим стал ИП) договор аренды двух этажей гостиницы. Сделка носила исключительно формальный характер, т. к. все предметы и устройства, необходимые для оказания услуг (вывеска, ресепшен, стойка охранника, системы наблюдения, системы вентиляции, стиральные машины, парогенераторы, пожарные сигнализации и т. п.), остались в распоряжении компании. На ней же полностью были все расходы по обслуживанию инженерных систем, лифтов, пожарной сигнализации, охране здания. А также плата за теплоснабжение и электроснабжение, коммунальные услуги, связь, интернет и вывоз мусора. Указанные расходы в адрес ИП не перевыставлялись.
Реквизиты гостиницы указывал и сам ИП в счетах, выставляемых за оказание гостиничных услуг. Более того, там фигурировали Ф. И. О. администраторов – штатных работников организации.
Другой пример – определение ВС РФ от 09.02.2024 № 301-ЭС24-703. Здесь часть бизнеса выводилась организацией на своего учредителя, оформленного в качестве ИП. С той же целью, а именно – избежать утраты права на УСН из-за нарушения лимита по величине доходов.
На дробление указывали следующие признаки: договоры с поставщиками обществом и ИП заключались одновременно и на одинаковых условиях, то есть совпадали способы направления заказа, адреса доставки, порядок расчетов и все прочие моменты (фактически один договор просто делился на два).
Сама поставка происходила в один день одними и теми же транспортными средствами. Получателем товаров выступало одно и то же лицо (по доверенности от имени общества и ИП). После поставки товары хранились в одном и том же помещении, договоры аренды в отношении которого компания и ИП оформляли поочередно.