Документ
Письмо ФНС России от 11.04.2024 № Д-5-20/55@
Комментарий
В 2024 году проверки онлайн-касс проводятся с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства России от 10.03.2022 № 336 (далее – Постановление № 336). До конца 2024 года внеплановые проверки онлайн-касс возможны только по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при согласовании с прокуратурой. Кроме того, разрешается проводить профилактические и контрольные мероприятия без взаимодействия с проверяемым лицом (согласование с прокуратурой не требуется) (пп. "а" п. 3, п. 10 Постановления № 336).
Профилактический визит
В числе других к профилактическим мероприятиям относятся профилактический визит и объявление предостережения (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства России от 28.02.2022 № 272, далее – Положение).
Профилактический визит налоговая инспекция проводит:
- если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (контрольное мероприятие без взаимодействия) выявлены нарушения;
- если контролируемое лицо приступает к деятельности, при которой необходимо соблюдать обязательные требования (например, при первичной регистрации онлайн-кассы).
Профилактический визит может проводиться в форме профилактической беседы по месту деятельности контролируемого лица или через конференц-связь. Об этом инспекторы уведомят не позднее 5 рабочих дней до начала мероприятия. В ходе визита контролеры информируют пользователя ККТ об обязательных требованиях, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий. По итогам мероприятия составляется протокол. Профилактический визит не является обязательным, от него можно отказаться, если уведомить инспекторов не позднее чем за 3 рабочих дня до его начала (п. 16 Положения). Сведения о проведении профилактического визита размещаются в ЕРКНМ.
Предостережение о недопустимости нарушения
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований налоговики выносят, когда есть сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушения требований. Кроме того, объявить предостережение могут, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения (или возникновения угрозы) вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 26 Положения). В предостережении указывают:
- конкретные требования законодательства о применении ККТ,
- действия (бездействие) пользователя, которые могут привести к нарушению обязательных требований,
- предложения о мерах по соблюдению требований.
В случае получения предостережения пользователь в срок не позднее 15 календарных дней вправе подать возражения. Возражения контролеры рассмотрят в течение 10 рабочих дней. По итогам принимается соответствующее решение. Ответ о результатах рассмотрения возражения инспекторы направят не позднее дня, следующего за днем, когда было принято решение (п. 14 Положения).
Документарные и выездные проверки
Также контрольные мероприятия инспекторы вправе провести, если есть сведения о причинении (угрозе причинения) вреда, ущерба охраняемым законом ценностям (на основании информации от граждан и организаций). Инициировать проверку (документарную или выездную) могут, направив представление руководителю (заместителю руководителя) ФНС России, если одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, далее – Закон № 248-ФЗ):
- есть сведения о неприменении ККТ налогоплательщиками, которые не являются мобилизованными, а также ИТ-организациями, включенными в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в сфере ИТ;
- сведения указывают на причинение вреда или на нарушение прав заявителя;
- сведения о неприменении ККТ являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Также рассмотреть возможность проведения документальной или выездной проверки контролеры могут по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований, если выявлены нарушения (ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 248-ФЗ). При этом одновременно действуют следующие критерии:
- налогоплательщик не является мобилизованным;
- налогоплательщик не является ИТ-организацией, включенной в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в сфере ИТ;
- налогоплательщик должен применять онлайн-кассу, но у него нет зарегистрированной ККТ или она не применяется;
- сведения о неприменении ККТ являются достаточными для установления события административного правонарушения.
ФНС России рассмотрит представления налоговых органов о проведении документарной или выездной проверки и примет соответствующее решение. Сведения о проведении проверки размещаются в ЕРКНМ. Типовые формы актов, применяемых при этом, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151. После проверки принимается решение о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков, а также может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
Как отмечалось ранее, в 2024 году внеплановые контрольные мероприятия проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой (пп. "а" п. 3 Постановления № 336).
Контроль за исполнением предписаний
Если при проведении проверки выявлены нарушения, налоговая инспекция выдаст предписание об их устранении с указанием сроков и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ). В предписании укажут:
- выявленное нарушение;
- нарушенные нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
- действия, которые должен осуществить налогоплательщик для устранения нарушения;
- сроки устранения нарушения;
- необходимость предоставления в налоговый орган чеков коррекции;
- необходимость предоставления кассового чека (БСО), если установленное нарушение связано с невыдачей кассового чека в бумажном виде.
Форма предписания доведена письмом ФНС России от 30.03.2023 № 20-3-03/0020@.
Налоговый орган оценивает исполнение решения (предписания) по истечении установленного срока либо при предоставлении контролируемым лицом до этого момента необходимых документов и сведений. Также оценка может быть в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 1 ст. 95 Закона № 248-ФЗ).
Если в результате наблюдения за соблюдением обязательных требований установлено исполнение предписания, инспекторы составят акт. Однако если предписание не выполнено, то составляется протокол об административном нарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ для направления в суд. Для должностных лиц штраф может составить от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, для организаций – от 10 000 до 20 000 руб. К примеру, если будет установлено дальнейшее неприменение ККТ или невыдача кассовых чеков, или применение ККТ с нарушением требований, в сопроводительном письме контролеры могут предложить суду применить в отношении виновных лиц дисквалификацию. Если в результате наблюдения за соблюдением обязательных требований оценить исполнение предписания нельзя, налоговые органы могут провести проверку с взаимодействием с контролируемым лицом.
Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения, выданного после 01.03.2023, является самостоятельным основанием для проведения проверки (при согласовании с прокуратурой) (абз. 10 пп. "а" п. 3 Постановления № 336). Это может быть контрольная закупка, документарная или выездная проверка. Если в результате проверки установлено неисполнение предписания или ненадлежащее исполнение, то пользователю выдадут новое предписание с указанием новых сроков, а также составят протокол за неисполнение первого предписания по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ для направления в суд (ч. 2 ст. 95 Закона № 248-ФЗ). Если не исполнить повторное предписание, контролеры привлекут пользователя ККТ к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ без вынесения очередного предписания.
Контрольные закупки
В случае если в 2024 году в ходе выездного обследования выявлены нарушения, налоговая инспекция вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Согласование с прокуратурой при этом не требуется (абз. 7 пп. "а" п. 3 Постановления № 336). Проводить выездные обследования ФНС России поручила территориальным органам в отношении налогоплательщиков, нарушающих обязательные требования законодательства о ККТ. В зоне риска налогоплательщики, которые:
- не являются мобилизованными или ИТ-организациями, включенными в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в сфере ИТ;
- не имеют зарегистрированной онлайн-кассы (при наличии обязанности) или не применяют ее в установленных случаях или применяют с нарушением.
Контролерам рекомендуется самостоятельно принимать решение о проведении предварительного профилактического мероприятии перед выездным обследованием, результатом которого может быть контрольная закупка.
Решение о проведении контрольной закупки в рамках выездного обследования после ее проведения не формируется и в ЕРКНМ не размещается. Информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки (ч. 7 ст. 75 Закона № 248-ФЗ). После оформления акта контрольной закупки выдается предписание об устранении нарушений. И будет решаться вопрос о возбуждении дела об административной правонарушении.
Индикаторы риска
Самостоятельным основанием для проведения проверки (при условии согласования с прокуратурой) в 2024 году является выявление индикаторов риска (пп. "а" п. 3 Постановления № 336). В сфере ККТ индикаторов всего три (приказ Минфина России от 06.06.2023 № 88н):
- у пользователя есть зарегистрированная онлайн-касса, но в течение 60 календарных дней в налоговые органы не поступали фискальные документы;
- количество фискальных документов на "возврат прихода" составляет 30 и более процентов от фискальных документов на "приход" за 30 календарных дней (не касается ломбардов);
- количество кассовых чеков коррекции (БСО коррекции) составляет 30 и более процентов от общего количества фискальных документов за 30 календарных дней.
Если по итогам рассмотрения сведений о причинении (угрозе причинения) вреда, ущерба установлено соответствие индикаторам риска, оформляется мотивированное представление о проведении проверки. Далее может быть оформлено решение о проведении проверки с взаимодействием с контролируемым лицом (документарная или выездная проверка, контрольная закупка).