Разъяснения государственных органов

ФАС России пояснила, какая информация считается рекламой, а какая нет

Дата публикации

Документ

Приказ ФАС России от 14.11.2023 № 821/23

Комментарий

ФАС России утвердила руководство по соблюдению обязательных требований рекламного законодательства для участников рекламного рынка. Цель документа – недопущение нарушений требований закона и введения в заблуждение потребителей рекламы. Рассмотрим наиболее интересные выводы ФАС.

Что такое реклама

В ФАС России напомнили, что такое реклама. Под рекламой понимается неперсонифицированная информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, и направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Объект рекламирования – это товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.

Информация о товарах, работах или услугах является рекламой, только если она указывает на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта. Либо указывает на конкретный товар, что позволяет получателю такой информации воспользоваться услугами конкретной организации или приобрести конкретный товар. Если же в информации нет указания на объект рекламирования (в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации и других сведений, позволяющих выделить конкретное лицо или товар среди множества других), такая информация не является рекламой.

Реклама на сувенирах

Не следует считать рекламой логотипы и товарные знаки организации, нанесенные на сувениры и одежду, если эти вещи используются самой организацией и ее сотрудниками для собственных нужд. Если же эти предметы распространяются среди неопределенного круга лиц (в том числе в качестве подарков), логотипы и товарные знаки могут быть признаны рекламой.

Реклама на документах

Также не являются рекламой сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:

Спонсорская реклама

На спонсорскую рекламу (рекламу с упоминанием спонсора) распространяются как общие требования к рекламе, так и специальные нормы закона о рекламе, установленные для спонсорской рекламы, поскольку такая информация является спонсорской рекламой.

Особенностью спонсорской рекламы является то, что в качестве спонсора в ней указывается лицо, а не товар или услуга.

Социальная реклама

Социальная реклама по своему смыслу является не рекламой, а информацией, направленной на достижение благотворительных и других общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства. По этой причине на социальную рекламу не распространяются ни общие, ни специальные требования законодательства о рекламе.

Реклама для абонентов сотовой связи

Не считается рекламой информация, рассылаемая операторами связи своим абонентам путем рассылки СМС или пуш-уведомлений для информирования последних:

Информация о платных услугах, рассылаемая абонентам, является рекламой. Речь, например, о предложении:

Реклама на радио, в кино, театре и т. д.

Не является рекламой информация о товаре, органично интегрированная в произведения культуры, науки и искусства. Если внимание зрителя не концентрируется на товаре, а он просто используется героем произведения, рекламой это не является. Пример: поездка героя фильма на автомобиле определенной марки.

Реклама в СМИ

Требования законодательства о рекламе не распространяются на:

Реклама на сайте и в соцсетях

Информация о товарах, работах или услугах, а также о выставках и подобных мероприятиях, размещенная на официальном сайте производителя таких товаров или лица, оказывающего услуги, выполняющего работы и т. д., а также на его страницах в соцсетях и в официальном приложении, не считается рекламой. Такая информация размещается для информирования о деятельности компании, ее товарах и услугах.

Есть и исключения. Если информация, размещенная на сайте, в приложении или в соцсетях, направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, работ, услуг или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера на каждой странице сайта, не связанного с содержанием таких страниц и т. п.), такая информация может быть признана рекламой, на такую информацию распространяются требования Федерального закона "О рекламе".

Кроме того, рекламой могут признать информацию об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не к деятельности указанных производителей или продавцов.

Информация на сайтах-агрегаторах

Единообразная информация о товарах (услугах), размещенная на сайте-агрегаторе, информация о товарах (услугах) в соцсетях или в официальном приложении агрегатора, не считается рекламой, если она предназначена для информирования об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах, скидках, правилах пользования, и сгруппирована по определенным рубрикам, разделам и категориям.

Отзывы покупателей не являются рекламой

Сами по себе отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах, не являются рекламой, поскольку содержат личное мнение покупателей. При этом такая информация не преследует целей, связанных с рекламой, и может расцениваться как справочно-информационные сведения.