Документ
Приказ ФАС России от 14.11.2023 № 821/23
Комментарий
ФАС России утвердила руководство по соблюдению обязательных требований рекламного законодательства для участников рекламного рынка. Цель документа – недопущение нарушений требований закона и введения в заблуждение потребителей рекламы. Рассмотрим наиболее интересные выводы ФАС.
Что такое реклама
В ФАС России напомнили, что такое реклама. Под рекламой понимается неперсонифицированная информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, и направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Объект рекламирования – это товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.
Информация о товарах, работах или услугах является рекламой, только если она указывает на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта. Либо указывает на конкретный товар, что позволяет получателю такой информации воспользоваться услугами конкретной организации или приобрести конкретный товар. Если же в информации нет указания на объект рекламирования (в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации и других сведений, позволяющих выделить конкретное лицо или товар среди множества других), такая информация не является рекламой.
Реклама на сувенирах
Не следует считать рекламой логотипы и товарные знаки организации, нанесенные на сувениры и одежду, если эти вещи используются самой организацией и ее сотрудниками для собственных нужд. Если же эти предметы распространяются среди неопределенного круга лиц (в том числе в качестве подарков), логотипы и товарные знаки могут быть признаны рекламой.
Реклама на документах
Также не являются рекламой сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:
- непосредственно на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в интернете при указании доменного имени;
- на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи товаров, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах производства и на выставках.
Спонсорская реклама
На спонсорскую рекламу (рекламу с упоминанием спонсора) распространяются как общие требования к рекламе, так и специальные нормы закона о рекламе, установленные для спонсорской рекламы, поскольку такая информация является спонсорской рекламой.
Особенностью спонсорской рекламы является то, что в качестве спонсора в ней указывается лицо, а не товар или услуга.
Социальная реклама
Социальная реклама по своему смыслу является не рекламой, а информацией, направленной на достижение благотворительных и других общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства. По этой причине на социальную рекламу не распространяются ни общие, ни специальные требования законодательства о рекламе.
Реклама для абонентов сотовой связи
Не считается рекламой информация, рассылаемая операторами связи своим абонентам путем рассылки СМС или пуш-уведомлений для информирования последних:
- об изменении стоимости услуг, предоставляемых в рамках тарифного плана;
- об обеспечении услуг бесплатными сервисами (например, "Вам звонили", "Узнать баланс", "Я в сети");
- о нахождении абонента в роуминге (в том числе о пересечении абонентом границы и возможном изменении в порядке списания денежных средств);
- об изменении порядка оплаты данных услуг.
Информация о платных услугах, рассылаемая абонентам, является рекламой. Речь, например, о предложении:
- приобрести мобильный контент (фото-, видеоизображения, мелодии для рингтонов или гудков, подписка на новости, прогноз погоды и т. п.);
- подключить услугу, связанную с предоставлением базовых услуг (например, "Автоответчик", "Голосовая почта", "Черный список", "Автоплатеж");
- перейти на другой тарифный план;
- обратиться на мобильный сервис (портал), в том числе подключение или использование которого не требует внесения разовой или абонентской платы, если посредством этого сервиса (портала) абоненту за дополнительную плату может быть предоставлен мобильный контент или дополнительные услуги.
Реклама на радио, в кино, театре и т. д.
Не является рекламой информация о товаре, органично интегрированная в произведения культуры, науки и искусства. Если внимание зрителя не концентрируется на товаре, а он просто используется героем произведения, рекламой это не является. Пример: поездка героя фильма на автомобиле определенной марки.
Реклама в СМИ
Требования законодательства о рекламе не распространяются на:
- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке, не относящиеся к другому товару;
- анонсы публикаций, размещенные в СМИ, в котором планируется публикация заявленного в анонсе материала, или на информацию, освещающую какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого средства массовой информации (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала);
- размещенные в печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, а также в интернете статьи, теле-, радио-, видео- и аудиопередачи, аудиовизуальные произведения и иные информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару.
Реклама на сайте и в соцсетях
Информация о товарах, работах или услугах, а также о выставках и подобных мероприятиях, размещенная на официальном сайте производителя таких товаров или лица, оказывающего услуги, выполняющего работы и т. д., а также на его страницах в соцсетях и в официальном приложении, не считается рекламой. Такая информация размещается для информирования о деятельности компании, ее товарах и услугах.
Есть и исключения. Если информация, размещенная на сайте, в приложении или в соцсетях, направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, работ, услуг или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера на каждой странице сайта, не связанного с содержанием таких страниц и т. п.), такая информация может быть признана рекламой, на такую информацию распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, рекламой могут признать информацию об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не к деятельности указанных производителей или продавцов.
Информация на сайтах-агрегаторах
Единообразная информация о товарах (услугах), размещенная на сайте-агрегаторе, информация о товарах (услугах) в соцсетях или в официальном приложении агрегатора, не считается рекламой, если она предназначена для информирования об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах, скидках, правилах пользования, и сгруппирована по определенным рубрикам, разделам и категориям.
Отзывы покупателей не являются рекламой
Сами по себе отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах, не являются рекламой, поскольку содержат личное мнение покупателей. При этом такая информация не преследует целей, связанных с рекламой, и может расцениваться как справочно-информационные сведения.