Документ
Письмо ФНС России от 20.11.2023 № БВ-4-9/14632@
Комментарий
ФНС России письмом от 20.11.2023 № БВ-4-9/14632@ представила временные рекомендации по порядку подачи жалоб по ТКС (далее – Рекомендации) в рамках досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Этот порядок применяется с момента установки соответствующей версии приложения АИС "Налог-3" (запланирована на декабрь 2023 года) и до внесения изменений в приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.
При этом возможность подачи жалобы на бумажном носителе сохраняется (ст. 139 НК РФ).
Рекомендации включают три раздела. Первый содержит общие положения относительно правил информационного обмена по ТКС. Второй посвящен подаче жалоб, а третий – получению решений по ним. Предусмотренный в Рекомендациях порядок применяется также в отношении прочих документов, которыми налогоплательщик и налоговый орган обмениваются при подаче и рассмотрении жалоб (в частности, извещение налогоплательщика о месте и времени рассмотрения жалобы, запрос и передача дополнительных документов).
Как подать жалобу?
Чтобы подать в ИФНС жалобу (в т. ч. апелляционную), налогоплательщику необходимо сформировать документ в электронной форме и подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Затем документ направляется в ИФНС, решение, акты, действия или бездействие которой обжалуются, или напрямую в вышестоящий налоговый орган (п. 1 раздела II Рекомендаций). Если жалобу подписывает представитель налогоплательщика по доверенности, то в ИФНС также направляется информационное сообщение о представительстве.
Факт отправки жалобы и документов подтверждается соответствующим документом оператора ЭДО. Указанная в этом подтверждении дата считается датой подачи жалобы.
При отсутствии оснований для отказа в приеме жалобы ИФНС (в течение 1 рабочего дня с даты отправки жалобы) формирует и направляет плательщику квитанцию о приеме. После этого жалоба считается принятой.
При наличии оснований для отказа в приеме жалобы инспекция направит налогоплательщику уведомление об отказе в приеме электронного документа. В этом случае после устранения недостатков процедура повторяется снова или можно передать документы на бумаге.
Отметим, основаниями для отказа в принятии жалобы являются (п. 5 раздела I Рекомендаций):
- несоответствие жалобы формату, утв. приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@;
- отсутствие в жалобе УКЭП лица, подавшего жалобу, или несоответствие электронной подписи, которой подписана жалоба, УКЭП лица, подавшего жалобу;
- направление жалобы представителем без приложения информационного сообщения о представительстве.
Как получить решение по жалобе?
После рассмотрения жалобы и принятия решения по ней ИФНС направляет его налогоплательщику в электронном виде, подписанном УКЭП. Сделать это она должна не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе. Отправка фиксируется и подтверждается оператором ЭДО. Налогоплательщик в течение 6 рабочих дней должен отправить квитанцию о приеме электронного документа или уведомление об отказе (п. 1, 2 раздела III Рекомендаций). При этом основанием для отказа в приеме решения по ТКС является отсутствие в нем УКЭП должностного лица или несоответствие этой подписи УКЭП того лица, чьи данные указаны в решении (п. 6 раздела I Рекомендаций).
Что касается бумажного экземпляра решения, то ИФНС направит его налогоплательщику в дополнение к электронному варианту, если на это прямо указано в жалобе (сноска 2 к п. 1 раздела III Рекомендаций).