Разъяснения государственных органов

ФНС России обозначила правила истребования документов

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 26.06.2023 № СД-4-2/8096@ "О рекомендациях по истребованию"

Комментарий

Налоговая инспекция может истребовать документы как при выездной или камеральной проверке, так и вне таковой у налогоплательщиков, контрагентов и любых других лиц. ФНС России разработан и внедрен в работу Манифест "Разумное истребование", цель которого – единообразие поведения налоговых органов при истребовании документов. Как указано на сайте налоговой службы, на сегодняшний день работа налоговых органов строится с учетом принципов этого Манифеста.

Текст указанного документа доведен письмом от 26.06.2023 № СД-4-2/8096@ до нижестоящих органов.

Когда выставляется требование

При выставлении требования налоговым инспекциям рекомендуется придерживаться следующих принципов.

  1. Законность. Инспекция может требовать документы, информацию или пояснения в случаях, установленных НК РФ.
  2. Рискориентированный подход. Требование направляется при наличии риска нарушения налогового законодательства с учетом его существенности (в т. ч. для проверки правомерности применения льготы и при имеющихся противоречиях в сведениях). Одновременно указано, что само по себе применение льготы или заявление вычетов не является основанием для обязательного направления требования налогоплательщику и его контрагентам. При этом приоритет отдается истребованию документов по отдельным операциям (сделкам), а не за период (несколько периодов). За период (несколько периодов) можно запрашивать документы, когда инспекторы уже выявили нарушения и собирают доказательства.
  3. Определенность. В требовании должны быть четкие формулировки, дающие однозначное понимание того, какие именно документы, информацию или пояснения нужно передать в ИФНС.
  4. Однократность. Запрашивать можно только те документы и сведения, которые не представлялись в налоговую инспекцию ранее.
  5. Приоритет получения информации из доступных государственных информационных систем. Иными словами, запрашивается только та информация (документы), которую нельзя получить из имеющихся у налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти.
  6. Цифровая среда. Максимальное использование ЭДО.
  7. Срочность. ИФНС должна продлить срок представления документов при получении мотивированного обращения налогоплательщика (уведомление необходимо направить по форме КНД 1125045, утв. приказом ФНС России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@).

Есть у ФНС России и другие указания. Так, налоговая служба настаивает, чтобы истребование документов не было единственным контрольным мероприятием. Оно должно проводиться в комплексе с другими мерами: инвентаризацией, допросами, осмотрами, экспертизами и т. п. Если же требование направляется в рамках выездной проверки, то инспекторы должны сначала ознакомиться с документами на территории проверяемого.

Нельзя истребовать документы, которые налогоплательщик не обязан составлять (в частности, в связи с применением специальных налоговых режимов), а также документы, которые не служат основаниями исчисления, удержания и уплаты налогов.

При этом приоритетным должно быть истребование документов у проверяемого налогоплательщика, и только если это неосуществимо, можно направлять требование его контрагенту.

Вне рамок налоговых проверок (например, для определения суммы налога расчетным путем) запрашивать документы можно у контрагентов налогоплательщика. Начинать нужно с непосредственного контрагента, а потом уже двигаться далее по цепочке. При этом недопустимо истребование документов в первую очередь у крупнейших налогоплательщиков.

Что должно быть в требовании

Не обошли стороной специалисты ФНС России и содержание запроса. Так, инспекторам на местах предписывается вносить в него ссылки на все нормы НК РФ, на основании которых выставляется требование. В частности, если запрос направляется в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то должна быть дополнительная ссылка на п. 6 ст. 101 НК РФ.

Из требования получатель должен определить, какие именно документы или информацию ему необходимо представить.

Указано на недопустимость корректировок требования по телефону, электронной почте или при направлении каких-то других документов, а также замены его на различные "просьбы" о представлении документов "на добровольной основе".

Требование о представлении документов направляет та ИФНС, в которой налогоплательщик состоит на учете. Поэтому, если документы или информация нужны иной инспекции, она направляет в ИФНС по месту нахождения адресата поручение. На основании указанного поручения налоговый орган направит требование, а также именно он в дальнейшем будет контролировать исполнение требования, в т. ч. штрафовать налогоплательщика, если он не представит запрошенные документы, а также приостанавливать операции по счетам, если он не направит квитанцию о получении требования.

Исполнение требования

В части исполнения требований большинство рекомендаций ФНС России относится к внутриведомственному взаимодействию между налоговыми органами. Но есть и положения, полезные для налогоплательщиков.

Так, ФНС России указывает, что в случае поступления от налогоплательщика мотивированного обращения о невозможности представления документов в срок инспекция, которая направила требование, в течение 2 рабочих дней должна принять решение о продлении сроков (либо об отказе в таком продлении).

Эта же инспекция будет принимать решение о приостановлении операций по счетам за отсутствие квитанции о получении требования (на это у инспекции есть 10 рабочих дней с даты истечения срока представления квитанции).

Отменять решение о приостановлении операций по счетам также должна инспекция, направившая требование, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем передачи такой квитанции или днем представления документов.

Напомним, что требование может направить только налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Следовательно, все обращения необходимо направлять именно туда.