Документ
Письмо ФНС России от 31.05.2023 № БВ-4-7/6781
Комментарий
Письмом от 31.05.2023 № БВ-4-7/6781 ФНС России направила нижестоящим органам для использования в работе Обзор правовых позиций судебных инстанций за 1-й кв. 2023 года. В документ вошли 18 решений Конституционного и Верховного Судов РФ, часть из которых мы освещали ранее (например, определение Верховного Суда РФ от 31.01.2023 № 308-ЭС22-21205, см. комментарий, решение Верховного Суда РФ от 30.03.2023 № АКПИ23-19, см. комментарий). Рассмотрим другие наиболее интересные решения.
Всегда ли нужна досудебная жалоба?
Налоговый кодекс устанавливает обязательный досудебный порядок обжалования решений, действий и бездействий налоговых органов и их должностных лиц. Без такой жалобы суд не станет рассматривать заявление налогоплательщика. Но этот порядок не распространяется на решения, действия или бездействия, которые налоговики допускают при выполнении других неналоговых полномочий.
Например, не нужно обжаловать в досудебном порядке отказ ИФНС в предоставлении субсидии на профилактику коронавируса. Это связано с тем, что особый порядок обжалования установлен в НК РФ для решений и действий, связанных с применением именно законодательства о налогах и сборах. Поэтому распространять его на обжалование актов и действий, изданных или совершенных налоговыми органами при выполнении иных полномочий, нет оснований.
Такие выводы содержатся в постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 № 5-П, которое включено в п. 2 Обзора.
Дополнительно судьи отметили, что подобные неналоговые акты, действия и бездействия все-таки можно обжаловать и во внесудебном порядке по инициативе самих организаций и граждан. Это делается по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. При этом такое инициативное внесудебное обжалование не должно приводить к утрате права на обращение в суд, если из-за досудебного порядка будет пропущен трехмесячный срок, отведенный на подачу заявления.
Является ли незаконное возмещение НДС хищением?
Включенное в п. 5 Обзора определение Конституционного Суда РФ от 09.03.2023 № 477-О посвящается вопросам уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения, а именно возможности привлечения должностных лиц организации к ответственности за хищение путем мошеннических действий, если речь идет о незаконном возмещении НДС из бюджета.
В комментируемом определении указывается, что по общему правилу злоупотребления в сфере налогов не могут рассматриваться как хищение, в т. ч. в случае, когда сумма налога временно выбывает из бюджета в результате неправомерных действий налогоплательщика. Однако эти положения не применимы к ситуации, когда вся деятельность организации направлена исключительно на незаконное получение налога из бюджета.
Как отмечает КС РФ, если компания в принципе не ведет никакой предпринимательской деятельности, не платит налогов, а занимается исключительно созданием заведомо фиктивного документооборота, необходимого для возмещения НДС (поддельные договоры, счета-фактуры и т. п.), то действия ее должностных лиц могут квалифицироваться как мошеннические, направленные на хищение бюджетных средств. При этом ответственность может наступить, даже если возместить НДС не получилось из-за отказа налоговой. В такой ситуации, по мнению КС РФ, действия должностных лиц организации могут квалифицироваться как покушение на хищение.
Срок давности по кассовым нарушениям
Заключительный, 18-й пункт Обзора, посвящен административной ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций. Это сверхлимитные расчеты, неоприходование денежной наличности, нарушение порядка хранения свободных денег, в т. ч. накопление их сверх установленных лимитов. Нарушение этих правил влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. руб.).
Как разъяснила Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, это нарушение не имеет отношения к законодательству о применении ККТ. Поэтому применять специальный (годичный) срок давности, установленный для нарушений за применение ККТ, к нему нельзя. Отдельного срока давности для нарушений законодательства о наличных расчетах в КоАП РФ нет. Поэтому привлечь организацию к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью можно только в течение 60 дней с момента совершения, т. к. подобные нарушения не являются длящимися. Эти выводы содержатся в определении от 15.02.2023 № 309-ЭС22-18349 по делу № А47-12975/2021.