Документ
Письмо Минфина России от 24.11.2022 № 02-07-10/115351
Комментарий
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Это справедливо и для штрафов, пеней, неустоек за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Например, заказчику может поступить сумма обеспечения заявки на участие в закупке в случаях:
- если участника электронных торгов включили в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта (ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ);
- если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссии по закупкам приняли решения о несоответствии заявок требованиям, предусмотренным извещением о закупке (ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
В таких случаях удержание оператором электронной площадки денежных средств, которые участник закупки внес в качестве обеспечения заявки, и их перечисление на лицевой счет учреждения-заказчика является исполнением санкции, предусмотренной Законом № 44-ФЗ. Поэтому средства должны перечисляться в бюджет.
Для целей бухгалтерского учета, формирования отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период (п. 43 СГС "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Следовательно, поступившие суммы являются доходом бюджета, а не учреждения.
Бюджетные учреждения не наделены полномочиями администраторов доходов бюджета. Поэтому, по мнению Минфина России, им следует отражать задолженность по штрафным санкциям с применением счета 2 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами":
Дебет 2 210 05 56Х Кредит 2 303 05 731 – начислена задолженность на дату возникновения требований к плательщикам штрафных санкций;
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 66Х – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;
Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610 – перечислена в бюджет сумма штрафных санкций.
В письме Минфина России не уточняется, какие коды бюджетной классификации указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов бухгалтерского учета. По общему правилу операции, которые приводят к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относятся к расходам (доходам) учреждений, отражаются с применением статьи 510 (610) аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов и статьи 510 (610) КОСГУ. Это установлено пп. 69.4.1, 69.5.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н, пп. 13.1, 14.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.
Руководствуясь п. 2.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в разрядах 1 – 4 номеров счетов аналитического учета счета 0 210 05 000 отражается код вида функции учреждения, по которой планировалась закупка, в разрядах 15 – 17 – код 510.
В соответствии с приложением 2 к инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 303 05 допускается указывать код КРБ или КДБ. Поскольку рассматриваемая ситуация не относится ни к доходной, ни к расходной, полагаем, в разрядах 15 – 17 номера счета 303 05 можно поставить нули.