Документ
Информация на сайте Роспотребнадзора
Комментарий
Роспотребнадзор разъяснил, какие доказательства может привести покупатель в подтверждение того, что он приобрел товар у конкретного продавца, если он потерял или выбросил кассовый чек, а электронный чек ему не направлялся. Это нужно в случае, если покупатель понял, что товар ему не подходит или имеет недостатки, и он захотел его вернуть.
В ведомстве напомнили, что отсутствие кассового чека не является основанием для отказа потребителю в возврате товара, а также не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, включая свидетельские показания (ст. 18 и 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 493 ГК РФ).
По мнению Роспотребнадзора, доказательствами приобретения товара могут быть:
- выписка с банковского счета покупателя об авторизации и совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных и безналичных расчетах (если покупка оплачена картой). Это следует из п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17;
- информация о покупке, хранящаяся в магазине. Покупатель вправе запросить в магазине поиск о своем приобретении (Как именно делается такой запрос, в Роспотребнадзоре не уточнили. Полагаем, что это может быть как устная просьба, так и письменное заявление потребителя);
- отметки магазина в документах, связанных с покупкой: в гарантийном талоне, в паспорте оборудования, в инструкции по эксплуатации и т.д.;
- дисконтная карта покупателя, на которой фиксируются сведения о покупках (ее данные можно посмотреть в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца).