Разъяснения государственных органов

Всегда ли нужно направлять покупателю электронный кассовый чек?

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 18.01.2022 № ПА-4-20/427

Комментарий

При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) продавец должен выдать бумажный кассовый чек и (или) направить его в электронном виде на абонентский номер либо электронную почту (если есть техническая возможность), если покупатель предоставил их до момента расчета (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Таким образом, если покупатель (клиент) до момента расчета предоставил свой абонентский номер, продавец должен направить ему кассовый чек в электронном виде. В то же время вместо этого продавец вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер сведения, идентифицирующие такой кассовый чек (регистрационный номер онлайн-кассы, сумму, дату и время расчета, ФПД), а также адрес сайта, где бесплатно можно получить этот кассовый чек (п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Об этом напомнила ФНС России в письме от 18.01.2022 № ПА-4-20/427.

Отметим, что направить электронный чек покупателю (клиенту) можно через мессенджер (письмо Минфина России от 09.02.2022 № 30-01-15/8660).

Таким образом, выдача бумажного кассового чека не отменяет обязанности выдать электронный кассовый чек, если покупатель (клиент) предоставил свои данные до момента расчета. В то же время если покупателю (клиенту) направлен электронный кассовый чек, бумажный можно не печатать (см. здесь).

Это актуально в условиях дефицита кассовой ленты. Напомним, ФНС России сообщила об отмене штрафов за невыдачу бумажных чеков в текущих условиях (см. здесь). По разъяснениям представителей ФНС России, это возможно при условии, что электронный чек (данные о нем) отправлен покупателю.