Разъяснения государственных органов

Минфин и Казначейство пояснили, что учесть при составлении отчетности за 2021 год

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России № 02-06-07/97427, Казначейства России № 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021

Комментарий

Ежегодно Минфин России и Федеральное казначейство направляют федеральным органам власти и учреждениям дополнительные указания по составлению годовой отчетности. Поскольку федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ образуют консолидированный бюджет Российской Федерации, эти рекомендации целесообразно учитывать органам власти и учреждениям всех бюджетов.

Данные в бюджетной (бухгалтерской) отчетности раскрываются по действующей бюджетной классификации в соответствии с приказами Минфина России от 06.06.2019 № 85н, от 08.06.2020 № 99н, от 29.11.2017 № 209н.

При проведении инвентаризации в целях составления бюджетной отчетности за 2021 г. необходимо обеспечить синхронизацию показателей бюджетного учета с данными государственных реестров и (или) информационных систем (например, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестра федерального имущества, Государственной автоматизированной системы "Управление", Государственной автоматизированной системы "Правосудие"), с данными реестров акционеров обществ.

Бюджетная отчетность

  1. При составлении Баланса (ф. 0503130) нужно учесть следующие особенности:
    • причины остатков денежных средств на счетах 1 201 00 000, 3 201 20 000 указываются в текстовой части раздела 4 пояснительной записки (ф. 0503160);
    • показатели со знаком "минус" могут быть, только если это прямо предусмотрено инструкцией, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н. Минусы по счетам 1 206 00 000, 1 210 05 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000, 1 304 00 000 свидетельствуют об ошибке в учете;
    • просроченная дебиторская задолженность по расходам, в отношении которой ПБС проводит мероприятия по возврату в бюджет, последним рабочим днем отчетного года переносится со счетов 1 206 00 000, 1 208 00 000 на счет 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000 (для федерального бюджета);
    • активы и обязательства подразделяются на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные) с учетом пп. 27, 28 СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н.
  2. Показатели справки (ф. 0503110) по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 можно не детализировать при раскрытии информации:
    • о сформированном ГРБС размере участия собственника имущества в государственном (муниципальном) учреждении – счет 1 11 09000 00 0000 000 1 401 10 172;
    • об изменении кадастровой стоимости земельных участков, финансовом результате от оценки финансовых и нефинансовых активов – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176;
    • о принятии на учет нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199;
    • об уменьшении объема финансовых вложений (в т. ч. в уставные фонды ГУПов) – счет 1 11 09000 00 0000 120 1 401 10 172;
    • о признанных ссудодателем доходах от предоставления права пользования активом – счета 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 121, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 122, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 123.

    Ссудополучатель в разрядах 1 – 17 номера счета 1 401 10 18Х указывает код 2 07 10010 01 0000 180 (для федерального бюджета), без детализации по подвидам доходов.

    Доход от поступлений средств государственного задания от бюджетных (автономных) учреждений в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражается по номеру счета 2 03 01099 01 0000 150 1 401 10 153 (для федерального бюджета).

    Показатели по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 20 000 с нулями в разрядах 5 – 17 могут быть:

    • у ссудополучателя – по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224);
    • у ссудодателя – по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24X, XX XX 00000 00000 000 1 401 20 25X).
  3. Для корректного формирования справок (ф. 0503125) по сопоставимым консолидируемым расчетам по передаче недвижимого имущества (вложений в недвижимое имущество) передающая сторона проводит инвентаризацию расчетов.

    При отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования на приобретенные (созданные) в течение отчетного года объекты недвижимости, информация об этих объектах раскрывается органом по управлению имуществом казны по счету 1 108 50 000 в объеме фактических затрат, сформированных ПБС на счете 1 106 10 000.

    При выявлении несопоставимости консолидируемых показателей по передаче недвижимого имущества с новым правообладателем (принимающей стороной) передающая сторона оформляет консолидируемые расчеты с органом по управлению имуществом казны. Для этого направляется извещение (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления в отношении имущества на отчетную дату.

    Информация о расчетах по возврату остатков МБТ получателю при подтверждении потребности раскрывается в справке (ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 561) с отражением корреспондирующих счетов 1 205 51 661, 1 205 61 661, в т. ч. по строкам "неденежные расчеты".

    Показатели по счетам 1 401 10 191, 1 401 10 195, 1 401 10 189 отражаются по соответствующим детализированным кодам видов доходов 2 07 10010 01 0000 180 (для федерального бюджета) с указанием подвида "0000" (пп. 13, 14 Порядка № 85н).

  4. В отчете (ф. 0503127) кассовые расходы по КВР 451, 452 выверяются на наличие соответствующего увеличения вложений по счетам 1 204 31 000, 1 204 34 000, 1 215 31 000, 1 215 34 000, 1 206 73 000 либо на наличие передачи финансовых вложений (с учетом входящих остатков на начало года) уполномоченному органу. Показатели для сверки содержатся в сведениях (ф. 0503171), сведениях (ф. 0503169), справке (ф. 0503125).

    В разделе 2 отчета (ф. 0503127) не должно быть минусовых значений по суммам дебиторской задолженности прошлых лет, восстановленным на счетах ПБС. Эти суммы перечисляются в бюджет. Администратор доходов бюджета отражает такие поступления в графе 5 раздела 1 отчета (ф. 0503127) в положительном значении по соответствующему коду вида доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 (например, 000 1 13 02991 01 XX00 130).

  5. В разделе 3 отчета (ф. 0503128-НП) допускаются показатели с учетом приказа Минфина России от 08.06.2021 № 75н:
    • при отзыве бюджетных данных на плановый период 2022 – 2023 гг., доведенных в соответствии с Федеральным законом о бюджете от 08.12.2020 № 385-ФЗ, и доведении бюджетных данных на плановый период 2022 – 2024 гг. в соответствии с законом о бюджете на 2022 год на плановый период 2022–2024 гг.;
    • при проведении закупочных процедур в рамках бюджетных данных на 2022 – 2024 гг.

    Принятые (принимаемые) бюджетные (денежные) обязательства на 1 января 2022 года при закупочных процедурах по бюджетным данным на 2022 – 2023 годы отражаются с учетом приказа Минфина России от 08.06.2020 № 99н. В 2022 году не исполненные на 1 января 2022 г. показатели таких обязательств перерегистрируются по приказу Минфина России от 08.06.2021 № 75н.

  6. В графе 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) в разрядах 1 – 17 номера счета указывается код бюджетной классификации (его составных частей) с учетом приказов Минфина России № 85н, 99н в редакции, действующей на 2021 год.

    Уточнение КБК при администрировании кассовых поступлений в бюджет (кроме невыясненных поступлений) отражается со знаком "минус" в соответствующих графах по увеличению (уменьшению) задолженности по уточняемому коду и со знаком "плюс" по уточненному коду.

    Номер счета 1 401 40 000, на котором отражается информация по объектам аренды на льготных условиях в части доходов будущих периодов по безвозмездному пользованию имущества, указывается аналогично номеру счета 1 401 10 1XX в справке (ф. 0503110).

    Дебетовый остаток по возврату авансового платежа (счет 0 206 00 000), если поставка товаров, выполнение работ и услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится на соответствующие счета аналитического учета счетов 0 209 34 000, 0 209 36 000.

    Задолженность по возврату авансов 2021 г., отраженная на счете КРБ 1 209 34 000 и не исполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем на счет КДБ 1 209 36 000 и отражается в составе просроченной задолженности. Соответственно, по счету КРБ 1 209 34 000 в графах 2 – 4 (на 1 января 2021 г.) и в графах 9 – 11 (на 1 января 2022 г.) ставятся нули.

    Дебиторская задолженность на 01.01.2021 в части превышения работодателем выплат пособий, по которым в 2021 году предусмотрено возмещение ФСС РФ, отражается на 01.01.2021 по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000 (для федерального бюджета). Показатели отражаются в сведениях (ф. 0503173).

    На счет 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000 (для федерального бюджета) последним рабочим днем отчетного года нужно перенести задолженность со счета КРБ 1 209 34 66X в части пособий на погребение и оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, которую ФСС РФ не возместил в 2021 г.

    Расчеты по возмещению ФСС РФ расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, раскрываются по счету КДБ 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 34 000. При этом доходы от возмещения отражаются по подстатье 139 КОСГУ.

    Кредиторская задолженность на счетах 0 205 11 000, 0 205 13 000, 0 205 14 000, 0 205 20 000, 0 205 30 000, 0 205 40 000, которая может быть погашена (возвращена) только по обращению кредитора, не является просроченной и в графах 4, 11 сведений (ф. 0503169) не отражается.

    Задолженность уволенного подотчетного лица, выявленная на 01.01.2022 на счете 0 208 00 000, если она соответствует критериям актива (подлежит урегулированию), переносится на счет КДБ 1 209 36 000 и отражается в составе просроченной задолженности.

    Показатель по счету 1 206 41 000 сведений (ф. 0503169) выверяется на соответствие разницы показателей сводных сведений (ф. 0503769) по счетам 4 401 40 ХХХ, 4 205 ХХ 000.

    Показатели по дебету счетов 1 206 41 000, 1 206 73 000, 1 206 81 000, сформированные учредителем по состоянию на 01.01.2022, отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 205 00 000 в сумме задолженности по возврату в бюджет неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в отчетности за 2021 г.

  7. Если значение показателей в группировочных строках сведений (ф. 0503173) не изменилось, но по аналитическим счетам, включенным в эти строки, показатели изменились в межотчетный период согласно журналу операций, в соответствующих графах сведений (ф. 0503173) ставится ноль. Это может произойти из-за уточнения аналитических счетов на счете 1 102 00 000 вследствие применения с 1 января 2021 г. СГФ "Нематериальные активы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н, или уточнения КПС вследствие изменения бюджетной классификации.

    Изменения валюты баланса, связанные с формированием на 01.01.2021 показателя по счету 1 111 60 000, отражаются в сведениях (ф. 0503173) с указанием кода причины "02" – изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

  8. Если денежные обязательства, принятые на основании одного исполнительного листа, по экономическому содержанию относятся к разным кодам КОСГУ, информация в разделе 2 сведений (ф. 0503296) раскрывается по каждому коду КОСГУ обособленно. Графа 2 раздела 2 сведений (ф. 0503296) заполняется только по той строке, по которой отражается наибольшая сумма принятых денежных обязательств (графа 3) по одному исполнительному листу. По иным суммам принятых денежных обязательств, отраженным по другим строкам отчета, в графе 2 раздела 2 сведений (ф. 0503296) ставится ноль.

Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений

  1. Информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, сформировавшихся на отчетную дату, является существенной. Она раскрывается в текстовой части раздела 4 пояснительной записки (ф. 0503760). Если до представления учреждением отчетности эти расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершению расчетов.
  2. Показатели сводного отчета (ф. 0503737) по виду деятельности 4, 5, 6 в части полученных субсидий из бюджета сверяются учредителем с показателями консолидированного отчета (ф. 0503127) по соответствующим КВР. Допускаются расхождения:
    • по средствам, предоставляемым из бюджета ФОМС на выполнение государственного задания (на иную цель) бюджетным и автономным учреждениям;
    • по возмещению ФСС РФ расходов учреждений на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведенных по КФО 4, по иным поступлениям в порядке возмещения затрат (расходов) по КФО 4 и коду аналитики 130. Дополнительные пояснения указываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).

    Перечисление бюджетными (автономными) учреждениями в доход бюджета средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются по КВР 853, подстатье 241 КОСГУ.

  3. В разделах 1, 3 сведений об исполнении плана ФХД (ф. 0503766) отражаются детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений составило менее 95% от годовых показателей отчетного года плана ФХД. Показатели графы 8 этих разделов не заполняются. Пояснения даются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).
  4. При заполнении сведений (ф. 0503768) нужно помнить, что правилами вложений в нефинансовые активы не предусматривается формирование показателей по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000.
  5. При заполнении сведений (ф. 0503769) дебетовый остаток по возврату авансового платежа на счете 0 206 00 000, если поставка товаров, выполнение работ и услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится:
    • на соответствующие счета XXXX 0000000000 510 0 209 34 00X – в части авансовых выплат до 2021 г.;
    • на соответствующие счета XXXX 0000000000 КВР 0 209 34 00X – в части авансов 2021 г.

    Не исполненная на конец года задолженность по возврату авансов 2021 г. переносится на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 00X и отражается в сведениях (ф. 0503769) в составе просроченной задолженности.

    На счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 561 последним рабочим днем отчетного года переносится задолженность со счета КРБ 0 209 34 661 в части пособий на погребение и оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами, которую ФСС РФ не возместил в 2021 г. Операция отражается по виду деятельности, в рамках которого были расходы.

    Расчеты по возмещению ФСС РФ расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, раскрываются о счету XXXX 0000000000 130 0 209 34 000 по виду деятельности, в рамках которого осуществлялись расходы. Доходы от возмещения отражаются по подстатье 139 КОСГУ.

    Задолженность уволенного подотчетного лица, выявленная на 01.01.2022 на счете 0 208 00 000, если она соответствует критериям актива (подлежит урегулированию), переносится на счет XXXX 0000000000 510 0 209 34 000 и отражается в составе просроченной задолженности.

  6. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773) формируются по КФО 2, 3, 4, 5, 6, 7 с учетом особенностей для сведений (ф. 0503173).
  7. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) заполняются аналогично сведениям (ф. 0503296).