Разъяснения государственных органов

Как платить НДС по рекламным услугам в рамках ЕАЭС

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 12.11.2021 № 03-07-13/1/91505

Комментарий

Уплата НДС при оказании рекламных услуг в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в полной мере подчиняется общим правилам, установленным Протоколом – приложением № 18 к Договору о ЕАЭС. Он, как напоминает Минфин России в письме от 12.11.2021 № 03-07-13/1/91505, гласит, что НДС взимается на территории того государства, которое признается территорией оказания соответствующих услуг. При этом местом оказания рекламных услуг Протокол признает территорию того государства, где находится их покупатель (пп. 4 п. 29 Протокола).

Это значит, что если соответствующие услуги оказаны российскому налогоплательщику, то он считается налоговым агентом по НДС и обязан удержать соответствующую сумму налога из выплат иностранному контрагенту (п. 2 ст. 161 НК РФ). Однако это общее правило не применяется в двух ситуациях.

Во-первых, если соответствующие услуги оказываются через обособленное подразделение иностранного контрагента, расположенное на территории РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ). Во-вторых, если рекламные услуги оказываются в электронной форме (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). В этих случаях уплата НДС осуществляется ЕАЭС-контрагентом самостоятельно.

Если же рекламные услуги оказывает российская компания своему ЕАЭС-контрагенту, то в РФ такая операция налогом на добавленную стоимость не облагается. Значит, покупатель рекламы может удержать этот налог из вознаграждения в соответствии со "своим" законодательством. Этот момент также следует учитывать при оформлении контракта.

Отдельно авторы комментируемого письма обращают внимание на то, что Протокол содержит и собственное определение рекламных услуг. К ним относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (п. 2 Протокола). Это значит, что использовать для этих целей определение из российского Закона о рекламе (от 13.03.2006 № 38-ФЗ) не следует.