Разъяснения государственных органов

Вправе ли работодатель наказывать работников за нарушение правил общения с клиентами?

Дата публикации

Документ

Письмо Минтруда России от 20.08.2021 № 14-6/ООГ-8023

Комментарий

Работодатель может устанавливать правила общения работников с клиентами компании, а также применять дисциплинарные взыскания за их нарушение. Такой вывод можно сделать из ответа эксперта Минтруда России, приведенного в письме от 20.08.2021 № 14-6/ООГ-8023.

В документе отмечается, что работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, а также добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (ст. 21, 56, ч. 3 ст. 189 ТК РФ).

Дисциплина труда – обязательное для всех работников следование правилам поведения, установленным ТК РФ и иными федеральными законами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить:

Правила общения с клиентами, установленные работодателем, могут включать: разрешенные и запрещенные выражения, обязанность применять исключительно деловую лексику и т. д. В случае если соблюдение этики общения с клиентами прописано в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре, нарушение работником этих правил может стать поводом для его привлечения к дисциплинарной ответственности.

При этом следует помнить, что применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине не допускается.

Ранее Роструд высказывал аналогичную позицию и в отношении несоблюдения работниками дресс-кода, введенного работодателем (см. письмо Роструда от 18.03.2021 № ПГ/04981-6-1). Мы писали об этом здесь. В п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 приводится аналогичная точка зрения.