Разъяснения государственных органов

Минцифры разъяснило порядок работы с электронными подписями после 1 января 2022 года.

Дата публикации

Документ

Письмо Минцифры России от 10.08.2021 № ОП-П15-085-33604

Комментарий

В конце 2019 года принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (далее – Закон № 476-ФЗ), который кардинально изменил порядок выдачи, действия и использования усиленных квалифицированных электронных подписей (далее – УКЭП) (комментарий см. здесь). Новые нормы должны вступать в силу в течение длительного периода, однако даже с учетом этого бизнес оказался не готов к новшествам, а сами новшества оставляют вопросы. Пока идет подготовка очередных поправок в правила использования электронных подписей после 1 января 2022 года, Минцифры России выпустило разъяснения информационного характера. Эти разъяснения благоприятны для всех владельцев электронных подписей и помогут снять напряжение, царившее в этой сфере.  Рассмотрим главное из того, о чем проинформировало Минцифры России.

УКЭП, выданные удостоверяющими центрами, аккредитованными после 1 июля 2020 года, будут действовать после 1 января 2022 года

Одним из ключевых изменений, внесенных Законом № 476-ФЗ, стала аккредитация удостоверяющих центров по новым правилам после 1 июля 2020 года.

По мнению Минцифры России, отраженному в комментируемом письме, УКЭП, выданные такими АУЦ в 2021 году, можно будет применять и после 1 января 2022 года вплоть до окончания срока их действия. УКЭП юридического лица или предпринимателя продолжает действовать независимо от того, кто является ее владельцем, – руководитель (ИП) или его представители. В последнем случае электронная подпись, созданная при помощи такого сертификата, будет признаваться без передачи с подписанным документом доверенности, на основании которой действует уполномоченное лицо.

Список удостоверяющих центров, аккредитованных после 1 июля 2020 года, публикуется на официальном сайте Минцифры России. Обращаем внимание, что ООО "НПЦ "1С" и АО "Калуга Астрал" получили аккредитацию по новым правилам и могут выдавать УКЭП, которые будут действовать и после 1 января 2022 года (до окончания срока действия).

После того как срок действия УКЭП истечет, руководителю организации или предпринимателю придется получать новую УКЭП в удостоверяющем центре ФНС России.

Что будет с УКЭП, выданными удостоверяющими центрами, не получившими аккредитацию до 1 июля 2021 года?

В письме Минцифры России разъяснило, что УКЭП, полученные до 1 июля 2021 года удостоверяющими центрами, которые не прошли аккредитацию по новым правилам, будут действовать только до 1 января 2022 года. При этом выдача такими удостоверяющими центрами УКЭП после 1 июля 2021 года невозможна.

Такие удостоверяющие центры могут получить аккредитацию и после 1 июля 2021 года. При этом действуют следующие правила:

Из приведенных разъяснений также следует, что если УКЭП выдана после прохождения аккредитации, которая произошла в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года, то она также действует до окончания своего срока действия.

Проверить статус удостоверяющего центра, выдавшего подпись, можно на официальном сайте Минцифры России.

Порядок применения "обезличенных" УКЭП для работы в государственных информационных системах

Минцифры России напомнило, что Закон № 476-ФЗ впервые позволил применять электронную подпись, в сертификате которой не указывается владелец – физическое лицо, действующее от имени организации ("обезличенные" квалифицированные электронные подписи юридического лица (КЭПЮЛ)). По мнению ведомства, такие подписи можно применять не только в государственных информационных системах (при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций), но и в коммерческих информационных системах. При этом применение "обезличенной" КЭПЮЛ возможно при соблюдении двух условий:

1) подписание или проверка электронной подписи не требуют участия должностного лица организации и происходят в информационной системе, оператором которой является владелец "обезличенной" КЭПЮЛ;

2) в организации есть приказ (иной акт), определяющий лицо, ответственное за такую подпись  (впрочем, если акта нет, то ответственным признается руководитель).

Предполагается, что "обезличенные" КЭПЮЛ можно будет применять в автоматизированных информационных системах организаций, например, для автоматического подтверждения заказа в системе, размещенной на сайте интернет-магазина.

При этом для каждой системы можно получить отдельную подпись в ФНС России.