Разъяснения государственных органов

Минфин России разъяснил правила истребования документов при приостановке проверки

Дата публикации

Документ

Письма Минфина России от 07.04.2021 № 03-02-11/25508, № 03-02-11/25505

Комментарий

Сразу два письма, посвященных особенностям истребования документов при приостановке проверки, выпустил Минфин России 7 апреля 2021 года. Первое разъяснение за номером 03-02-11/25505 рассматривает вопросы правомерности направления требований в период приостановления выездной проверки в связи с распространением COVID-19. Напомним, в прошлом году вводился мораторий на выездные налоговые проверки – они были запрещены (начатые проверки приостановлены) с начала апреля и до 30 июня 2020 г. включительно (п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409). В этот промежуток времени, как указывают авторы письма, налоговые органы не имели права истребовать документы непосредственно у проверяемого налогоплательщика, т. к. это прямо запрещено п. 9 ст. 89 НК РФ. А вот запрета на истребование документов у иных лиц (в т. ч. контрагентов проверяемого) ни постановление № 409, ни НК РФ не содержат. Поэтому, делают вывод специалисты Минфина России, введенный Правительством РФ мораторий не препятствовал истребованию документов и информации, касающейся проверяемого, у контрагентов и иных лиц.

Второе письмо (его номер 03-02-11/25508) разъясняет порядок предоставления документов по требованиям, которые налогоплательщик получил после приостановки проверки. Здесь специалисты финансового ведомства ссылаются на правовую позицию, изложенную в п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57. Так, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки. Поэтому, отмечается в письме, если ИФНС направила проверяемому лицу требование до момента вынесения решения о приостановлении, такое требование должно быть исполнено, даже если получено уже в период приостановки.

Обратите внимание, что речь в письме № 03-02-11/25508 идет именно о дате направления требования, а не о дате его составления налоговым органом. Это значит, что при решении вопроса о необходимости исполнения подобного документа ориентироваться надо не на указанную в нем дату, а на день отправки, зафиксированный оператором ЭДО или указанный на почтовом штемпеле.