Документ
Письмо Минфина России от 18.03.2021 № 07-01-09/19540
Комментарий
С 1 января 2021 года вступил в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 "Запасы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.
Согласно пп. "б" п. 12 ФСБУ 5/2019 суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, включаются в фактическую себестоимость запасов с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, причем вне зависимости от формы их предоставления.
Иначе говоря, фактическую себестоимость запасов следует формировать с учетом будущих скидок и иных поощрений, которые могут быть предоставлены организации поставщиком. Обычно такие преференции предоставляются покупателю за выполнение определенных условий договора (по оплате, по объему закупок и т. п.). Причем они могут уменьшать цену уже приобретенного товара ретроспективно (так называемые ретроскидки) или предоставляться в виде поставки дополнительной бесплатной партии товара или денежной премии (бонуса), которые не меняют (не уменьшают) цену ранее приобретенного товара.
Минфин России в письме от 18.03.2021 № 07-01-09/19540 уточнил, что преференции, предоставленные организации по условиям договора, учитываются в фактической себестоимости запасов при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете.
Из этого следует, что в фактическую себестоимость запасов нужно включать только те премии, льготы, бонусы и др., которые могут ретроспективно изменить (уменьшить) цену этих запасов. Если же льготы за выполнение определенных условий договора предоставляются в виде поставки дополнительной бесплатной партии товара или денежной премии (бонуса) и, соответственно, не меняют (не уменьшают) цену ранее приобретенного товара, то они в фактическую себестоимость запасов включаться не должны, поскольку не связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов.
Очевидно, что для учета таких будущих скидок на момент формирования фактической себестоимости запасов следует оценивать вероятность и возможность выполнения организацией условий для их получения, а также наличие способности и намерений выполнять эти условия.
Если покупатель не уверен, что сможет выполнить условия договора для получения ретроспективных преференций или вообще не собирается их выполнять, то уменьшать на будущие скидки фактическую себестоимость приобретенных запасов не следует.
К сожалению, ни ФСБУ 5/2019, ни комментируемое письмо Минфина России не содержат разъяснений, как учитывать в фактической себестоимости запасов скидки, которые предоставляются задним числом. Возможно, такие разъяснения появятся позже.