Разъяснения государственных органов

Можно ли провести налоговую проверку предпринимателя, прекратившего деятельность?

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина от 16.11.2020 № 03-02-08/99520

Комментарий

Налоговая инспекция может провести выездную проверку индивидуального предпринимателя, даже если тот уже прекратил свою деятельность. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 16.11.2020 № 03-02-08/99520.

Финансовое ведомство напомнило, что налоговый орган вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков (ст. 87 НК РФ). В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом НК РФ не запрещает проводить выездные проверки ИП, прекративших деятельность.

Таким образом, если гражданин утратил статус индивидуального предпринимателя, инспекция может проверить его деятельность в пределах трехлетнего срока, предшествующего году вынесения решения о проверке. Свой вывод Минфин России обосновал также ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 № 95-О-О, в котором судьи указали, что налоговые проверки физлиц проводятся независимо от приобретения или утраты ими специального правового статуса, вида осуществляемой деятельности или применяемого налогового режима.

Минфин России также напомнил, что налогоплательщики обязаны хранить данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет (пп. 8 п.1 ст. 23 НК РФ). Отсчет начинается по окончании отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (письмо Минфина России от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).

При этом в отношении отдельных обстоятельств и конкретных налогов НК РФ может быть установлена обязанность по хранению иных документов, а также иные сроки их хранения. Например, это относится к документам, которые подтверждают объем понесенного убытка при УСН. Такие документы нужно хранить в течение всего срока, когда налогоплательщик уменьшает налоговую базу текущего периода на сумму этого убытка (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Смотрите также