Документ
Письмо Минпромторга России от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15
Комментарий
Магазины не должны отвечать за нарушение покупателями масочного режима, если они приняли все необходимые меры – проинформировали посетителя о необходимости использовать маску и перчатки, нарушителю не отпускали товар на кассе, для пресечения нарушения вызывали сотрудников правоохранительных органов. В этом случае штрафовать магазин не должны, а покупателя, нарушившего установленные правила, могут наказать.
Такой вывод можно сделать из рекомендаций Минпромторга РФ о соблюдении масочного режима, адресованных региональным органам власти, организациям торговли и правоохранительным органам.
Кроме того, продавец имеет право отказаться обслуживать посетителя, нарушающего масочный режим, и не отпускать ему товар на кассе. Ранее замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что подобное поведение продавца не считается нарушением и не является поводом для привлечения магазина к ответственности.
Напомним, что на сегодняшний день во многих регионах России введен так называемый масочный режим, при котором граждане, находящиеся в общественных местах, обязаны носить маски и перчатки.
В этой связи магазинам рекомендовано:
- размещать при входе в магазин и в торговом зале печатные информационные материалы (в том числе полученные от органов власти и органов местного самоуправления) о введении масочного режима;
- организовать в торговых залах трансляцию аудио- и видеоматериалов о необходимости соблюдения масочного режима и ответственности за его нарушение;
- проводить инструктажи и тренинги с персоналом магазинов о порядке действий в отношении посетителей, в том числе нарушителей масочного режима;
- обеспечивать сотрудников магазина средствами защиты (маски, перчатки);
- проводить проверку технического состояния и работоспособности средств экстренного вызова (при их наличии), определять способы и средства оперативного взаимодействия работников магазинов с представителями органов внутренних дел;
- налаживать сотрудничество с местными производителями на поставку средств защиты, включая гигиенические маски;
- если в ассортименте магазина есть средства защиты, продавать их с соблюдением санитарных норм и правил;
- при попытке прохода в магазин покупателя без маски и (или) перчаток:
- проинформировать его о возможности приобретения отсутствующего средства защиты при входе или внутри торгового объекта (если СИЗ есть в магазине);
- проинформировать покупателя о необходимости соблюдения масочного режима и о санкциях за его нарушение.
В случае отказа посетителя надеть маску и (или) перчатки, представители магазина могут вызвать полицию.
Приведенные выше рекомендации не являются нормативным актом, то есть не обязательны к исполнению магазинами. Но их соблюдение позволит существенно снизить вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов. Вместе с тем нужно учитывать, что во многих регионах России приняты нормативные акты, регулирующие порядок работы магазинов в условиях пандемии коронавируса. Нарушение таких требований может стать поводом для штрафа. Подробнее об этом читайте здесь.