Документ
Комментарий
Напомним, что претендовать на субсидию (12 130 руб. на одного сотрудника) могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса (подробнее здесь).
Напомним, что организации и предприниматели теряют право на субсидию, если на 1 марта 2020 года у них есть недоимка по налогам и взносам, превышающая 3 000 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 № 658 (далее – Постановление № 658) правила выдачи субсидии при наличии недоимки смягчили. В частности, теперь указано, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
По нашему мнению, это означает, что если на дату подачи заявления налогоплательщик погасил имеющуюся у него недоимку, права на деньги он не лишается.
Однако это изменение ФНС России разъяснила по-своему.
Так, на официальном сайте ведомства появилось разъяснение, согласно которому при определении суммы недоимки учитываются сведения о погашении недоимки по состоянию на 1 марта 2020 г., имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о представлении субсидии.
Буквальный смысл этой фразы несколько отличается от того, который (по-нашему мнению) заложен в Постановлении № 658. Трактовка ФНС России позволяет на дату подачи заявления учесть только то погашение, которое состоялось на 1 марта 2020 года. Но в этом случае в уточнении пропадает всякий смысл, потому что оно укладывается в рамки отсутствия недоимки на 1 марта 2020 года.
При этом главное налоговое ведомство предлагает всем несогласным с недоимкой:
- проверить состояние своих расчетов с бюджетом в сервисе "Личный кабинет юридического лица (индивидуального предпринимателя)";
- запросить (в том числе через ТКС) справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам или акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
- по результатам таких проверок обратиться в налоговый орган с указанием причин несогласия и просьбой урегулировать задолженность.
Отметим, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает правила и порядок обращения при несогласии с недоимкой. Регулируется только обжалование действий или бездействия. Но при этом само по себе наличие недоимки не основание подавать жалобу на действия налоговой инспекции. Можно обжаловать только решение о взыскании такой недоимки.
В общем случае такое решение либо уже было вынесено (причем сроки его обжалования прошли), либо его уже не будет, потому что недоимку невозможно взыскать в связи с истечением сроков.
Более того, в личных кабинетах многих налогоплательщиков могут висеть такие старые недоимки, взыскать которые нельзя. Такие недоимки, скорее всего, будут указаны в акте сверки и послужат основанием для отказа в выдаче субсидии.