Разъяснения государственных органов

Задолженность по налогам и взносам на 1 марта все-таки помешает малому бизнесу получить субсидию

Дата публикации

Документ

Информация ФНС России

Комментарий

Напомним, что претендовать на субсидию (12 130 руб. на одного сотрудника) могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса (подробнее здесь).

Напомним, что организации и предприниматели теряют право на субсидию, если на 1 марта 2020 года у них есть недоимка по налогам и взносам, превышающая 3 000 рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 № 658 (далее – Постановление № 658) правила выдачи субсидии при наличии недоимки смягчили. В частности, теперь указано, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.

По нашему мнению, это означает, что если на дату подачи заявления налогоплательщик погасил имеющуюся у него недоимку, права на деньги он не лишается.

Однако это изменение ФНС России разъяснила по-своему.

Так, на официальном сайте ведомства появилось разъяснение, согласно которому при определении суммы недоимки учитываются сведения о погашении недоимки по состоянию на 1 марта 2020 г., имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о представлении субсидии.

Буквальный смысл этой фразы несколько отличается от того, который (по-нашему мнению) заложен в Постановлении № 658. Трактовка ФНС России позволяет на дату подачи заявления учесть только то погашение, которое состоялось на 1 марта 2020 года. Но в этом случае в уточнении пропадает всякий смысл, потому что оно укладывается в рамки отсутствия недоимки на 1 марта 2020 года.

При этом главное налоговое ведомство предлагает всем несогласным с недоимкой:

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает правила и порядок обращения при несогласии с недоимкой. Регулируется только обжалование действий или бездействия. Но при этом само по себе наличие недоимки не основание подавать жалобу на действия налоговой инспекции. Можно обжаловать только решение о взыскании такой недоимки.

В общем случае такое решение либо уже было вынесено (причем сроки его обжалования прошли), либо его уже не будет, потому что недоимку невозможно взыскать в связи с истечением сроков.

Более того, в личных кабинетах многих налогоплательщиков могут висеть такие старые недоимки, взыскать которые нельзя. Такие недоимки, скорее всего, будут указаны в акте сверки и послужат основанием для отказа в выдаче субсидии.