Разъяснения государственных органов

Как учреждениям учитывать целевые субсидии капитального характера в соответствии с СГС "Доходы"

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939

Комментарий

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии капитального характера в соответствии с СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Доходы учреждения в виде целевой субсидии капитального характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 162 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.6.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями капитального характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС "Доходы"). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием – достижение установленных целей. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Это означает, что сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 162.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС "Доходы", п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подраздел "Методический кабинет".

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Неиспользованный в текущем финансовом году остаток целевой субсидии бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако по решению учредителя этот остаток средств может использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование по возврату средств субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидий, факта невыполнения условий предоставления субсидий). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлого года в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядока № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий капитального характера

№ п/пСодержание операцииДокумент – основаниеБухгалтерские записи у бюджетного (автономного) учрежденияПункт Инструкции № 174нПункт Инструкции № 183н
дебет счетакредит счета
Заключение соглашения о предоставлении субсидии
1 Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии капитального характера: План ФХД        
  • на текущий год;
КДБ 5 507 10 162 КДБ 5 504 10 162 171, 177 200, 206
  • на очередные годы
КДБ 5 507 20 162
КДБ 5 507 30 162
КДБ 5 504 20 162
КДБ 5 504 30 162
171, 177
171, 177
200, 206
200, 206
2 Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии в сумме соглашения (на все финансовые периоды) Соглашение КДБ 5 205 62 561 КДБ 5 401 40 162 93, 158 96, 186
Предоставление субсидии из бюджета
3 Получена субсидия на лицевой счет Выписка из лицевого счета КИФ 5 201 11 510 КДБ 5 205 62 661 72 72
Увеличение счета 17 (КВД 150, КОСГУ 162)  
4 Отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде целевой субсидии капитального характера Выписка из лицевого счета КДБ 5 508 10 162 КДБ 5 507 10 162 180 209
Корректировка показателей в связи с увеличением объема целевой субсидии капитального характера в текущем году
5 Увеличены показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии капитального характера в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 507 10 162 КДБ 5 504 10 162 171 171
6 Увеличены доходы будущих периодов по субсидии в связи с увеличением объема субсидии в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 205 62 561 КДБ 5 401 40 162 93, 158 96, 186
Корректировка показателей в связи с уменьшением объема целевой субсидии капитального характера в текущем году
7 Уменьшены показатели плана ФХД в части доходов от получения целевой субсидии капитального характера в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 504 10 162 КДБ 5 507 10 162 171 Не соответствует1
8 Уменьшены доходы будущих периодов по субсидии в связи с уменьшением объема субсидии в текущем году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КДБ 5 401 40 162 КДБ 5 205 62 661 94 Не предусмотрен2
Признание доходов будущих периодов по субсидии доходами текущего года
9 Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 162 КДБ 5 401 10 162 150, 158 178, 186
Расчеты по неиспользованным остаткам субсидии
10 Начислена задолженность в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 162 КИФ 5 303 05 731 158 180
11 Закрыты расчеты в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 162 КДБ 5 205 62 661 Не предусмотрен3 Не предусмотрен3
12 Сформированы расчеты по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в средствах) Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 162 КДБ 5 303 05 731 158 180
13 Подтверждена потребность в субсидии в очередном году Решение о подтверждение потребности в субсидии КДБ 5 303 05 831 КДБ 5 401 40 162 Не предусмотрен4 Не предусмотрен4
14 Принято решение о возврате субсидии (не подтвержден целевой характер принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году Отчет о выполнении условий предоставления субсидии, извещение (ф. 0504805) КДБ 5 401 40 162 КИФ 5 303 05 731 158 180
15 Возвращен неиспользованный остаток субсидии прошлых лет Платежное поручение, выписка с лицевого счета КИФ 5 303 05 831 КИФ 5 201 11 610 73, 93 73, 161
  Увеличение счета 18 (КИФ 610, КОСГУ 610)

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 62, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

Номер счета 303 05 формируется так:

По счетам аналитического учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии капитального характера

№ п/пСодержание операцииДокумент – основаниеБухгалтерские записи у бюджетного (автономного) учрежденияПункт Инструкции № 174нПункт Инструкции № 183н
дебет счетакредит счета
Принятие обязательств
1 Приняты обязательства:
  • на текущий год
Договор, расчет и др. КРБ 5 506 10 3XX КРБ 5 502 11 3XX 167174
167174
196203
196203
  • на очередные годы
КРБ 5 506 20 3XX
КРБ 5 506 30 3XX
КРБ 5 502 21 3XX
КРБ 5 502 31 3XX
167174
167174
196203
196203
Авансовые платежи
2 Принято денежное обязательство Договор КРБ 5 502 11 3XX КРБ 5 502 12 3XX 167 196
3 Перечислен аванс Договор, выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 5 206 XX 56X КИФ 5 201 11 610 7397 73100
  Увеличение счета 18 (КРБ ХХХ, КОСГУ 3ХХ)
Принятие денежных обязательств
4 Начислена кредиторская задолженность Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 5 106 2X 3XX,
КРБ 5 106 3X 3XX,
КРБ 5 101 ХХ 310,
КРБ 5 102 ХХ 320
КРБ 5 208 XX 667,
КРБ 5 302 XX 73X,
КРБ 5 303 XX 731
106128131 109, 131 – 140, 142, 153, 154159
5 Приняты денежные обязательства в текущем финансовом году Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 5 502 11 3XX КРБ 5 502 12 3XX 167 196
Зачет аванса
6 Зачтен аванс Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 5 302 XX 83X КРБ 5 206 XX 66X 98129 101157
7 Скорректированы денежные обязательства по зачтенным авансам способом "красное сторно" Накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг и др. КРБ 5 502 11 3XX КРБ 5 502 12 3XX 167 196
Оплата кредиторской задолженности
8 Оплачена кредиторская задолженность Выписка из лицевого счета с приложенными документами КРБ 5 208 XX 567,
КРБ 5 302 XX 83X,
КРБ 5 303 XX 831
КИФ 5 201 11 610 73 73
  Увеличение счета 18 (КРБ ХХХ, КОСГУ 310, 320)

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС "Электронный бюджет", СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.

1 Согласно п. 200 Инструкции № 183н сумма уменьшений сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом "красное сторно".

2 Соответствующие изменения планируется внести в пп. 97, 186 Инструкции № 183н.

3 Бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н.

4 Соответствующие изменения планируется внести в п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н.

Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке "Документы", подразделе "Проекты", а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.