Разъяснения государственных органов

Как отразить предоставление целевой субсидии текущего характера в учете учредителя

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939

Комментарий

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения учредителем операций по предоставлению бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий текущего характера.

Предоставление субсидии

В соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

Основанием для предоставления субсидии и принятия бюджетных обязательств служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Расходы бюджетов на предоставление целевых субсидий текущего характера относятся на элемент вида расходов 612 или 622 в зависимости от типа учреждения в увязке с подстатьей 241 КОСГУ (пп. 48.6.1.2, 48.6.2.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.4.1 Порядка № 209н).

Порядок учета расчетов учредителя с бюджетными или автономными учреждениями по предоставленным субсидиям определен инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

При формировании разрядов 1 – 17 номера счета казенные учреждения указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением к Инструкции № 162н.

Перечисление целевой субсидии текущего характера отражается с применением счета 206 41 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям" (п. 204 Инструкции № 157н). Учредитель принимает денежные обязательства на основании графика перечисления субсидии на сумму аванса.

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Это означает, что сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки документов, представленных на возмещение расходов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не требуется. Оснований для применения счета 206 41 при перечислении таких средств нет.

Признание расходов текущего года, корректировка показателей

Расходы по целевой субсидии текущего характера начисляются на дату представления подведомственным учреждением отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов). Одновременно отражается зачет выданного ранее аванса (п. 102 инструкции № 162н).

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС "Электронный бюджет", СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения контрагентом условий договора. Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь. Таким образом, на основании отчета о достижении целевых показателей денежное обязательство принимается в полном объеме. Одновременно сторнируется сумма денежного обязательства, принятого на аванс.

Согласно п. 318 Инструкции № 157н денежные обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в учетной политике. При этом необходимо принимать во внимание требования по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. Поэтому порядок учета денежных обязательств по предоставлению субсидии следует закрепить в учетной политике.

Пока учреждение не представит отчет, у учредителя перечисленная субсидия будет учитываться на счете 206 41. Если подведомственное учреждение не достигло целевых показателей в полном объеме, сумма перечисленной субсидии будет учитываться у учредителя на счете 206 41 в объеме средств, подлежащих возврату.

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подраздел "Методический кабинет".

Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут быть скорректированы. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению извещения (ф. 0504805), содержащего корректирующие бухгалтерские записи. Такие записи не являются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке.

Возврат субсидии

Остатки целевых субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.03.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако учреждения могут использовать этот остаток в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели на основании решения учредителя.

После представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности учредитель может предъявить требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). В этом случае ранее представленная бюджетная отчетность учредителя, не содержащая расчетов по указанным требованиям, не корректируется. Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Учредитель отражает возврат бюджетными (автономными) учреждениями остатков целевых субсидий прошлых лет текущего характера по подстатье 153 КОСГУ (п. 9.5.3 Порядка № 209н). Для учета задолженности подведомственных бюджетных и автономных учреждений по возврату таких средств применяется счет 205 53.

Неиспользованные целевые субсидии прошлых лет зачисляются в доход бюджета на КБК:

Типовые корреспонденции по предоставлению целевых субсидий текущего характера

№ п/пСодержание операцииДокумент – основаниеБухгалтерские записи у учредителяПункт Инструкции № 162н
дебет счетакредит счета
Получение ЛБО на предоставление субсидий
1 Получены лимиты бюджетных обязательств на предоставление бюджетным (автономным) учреждениям целевой субсидии текущего характера: Расходное расписание      
  • на текущий год
КРБ 1 501 15 241 КРБ 1 501 13 241 134, 136
  • на очередные годы
КРБ 1 501 25 241
КРБ 1 501 35 241
КРБ 1 501 23 241
КРБ 1 501 33 241
134, 136
134, 136
Заключение соглашения о предоставлении целевой субсидии текущего характера
2 Принято бюджетное обязательство в пределах доведенных лимитов на предоставление целевой субсидии текущего характера на соответствующие финансовые годы: Соглашение на предоставление целевой субсидии текущего характера      
  • на текущий год
КРБ 1 501 13 241 КРБ 1 502 11 241 134, 140
  • на очередные годы
КРБ 1 501 23 241
КРБ 1 501 33 241
КРБ 1 502 21 241
КРБ 1 502 31 241
134, 140
134, 140
3 Приняты денежные обязательства по предоставлению целевой субсидии текущего характера График перечисления субсидии КРБ 1 502 11 241 КРБ1 502 12 241 140, 141
4 Перечислена целевая субсидия текущего характера бюджетному (автономному) учреждению Платежное поручение, выписка из лицевого счета КРБ 1 206 41 562 КРБ 1 304 05 241 80, 111
Корректировка показателей в связи с уменьшением объема целевой субсидии текущего характера в текущем году
5 Уменьшена способом "красное сторно" сумма ранее принятых бюджетных обязательств в связи с уменьшением объема целевой субсидии в текущем финансовом году Измененное соглашение или дополнительное соглашение КРБ 1 501 13 241 КРБ 1 502 11 241 134, 140
Признание расходов текущего года по использованию субсидии
6 Начислен фактический расход текущего года по целевой субсидии текущего характера Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КРБ 1 401 20 241 КРБ 1 302 41 732 102, 121
7 Приняты денежные обязательства (в сумме признанных расходов текущего года) Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КРБ 1 502 11 241 КРБ 1 502 12 241 140, 141
8 Зачтен аванс по предоставлению субсидии Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КРБ 1 302 41 832 КРБ 1 206 41 662 80, 102
9 Сторнированы принятые денежные обязательства в сумме аванса Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КРБ 1 502 11 241 КРБ 1 502 12 241 Не предусмотрен*
Расчеты в части неиспользованного остатка субсидии
10 Закрыты расчеты в сумме неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера, подлежащего возврату в бюджет в очередном году Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КДБ 1 205 53 562 КРБ 1 206 41 662 78, 80
11 Сформированы расчеты по неиспользованному остатку при наличии принятых и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах) Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КДБ 1 205 53 562 КРБ 1 206 41 662 78, 80
12 Подтверждена потребность в целевой субсидии Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КРБ 1 206 41 562 КДБ 1 205 53 662 Не предусмотрен*
13 Принято решение о возврате субсидии (не подтвержден целевой характер принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году Отчет о достижении целевых показателей, извещение (ф. 0504805) КДБ 1 205 53 562 КРБ 1 206 41 662 78, 80
14 Возвращен неиспользованный остаток субсидии прошлых лет Выписка из лицевого счета с приложенными документами КДБ 1 210 02 153 КДБ 1 205 53 662 78, 91

* Бухгалтерскую запись следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.