Разъяснения государственных органов

Первичные учетные документы в условиях удаленной работы

Дата публикации

Документ

Рекомендация Р-113/2020-КпР Бухгалтерского методологического центра (фонда «НРБУ «БМЦ»)

Комментарий

В условиях пандемии коронавирусной инфекции большинство организаций перевели своих сотрудников на удаленный режим работы. В итоге у тех, кто не использует в своей деятельности электронный документооборот, возникла проблема с оформлением документов, поскольку в связи с ограничением личных контактов между физическими лицами сложно провести документ по всей цепочке ответственных лиц с одной и с другой стороны сделки.

Фонд "НРБУ "БМЦ" (Бухгалтерский методологический центр) выпустил Рекомендацию Р-113/2020-КпР "Первичные учетные документы в условиях удаленной работы", в которой предложил разделить понятия "первичный учетный документ" и "хозяйственный документ".

Эксперты БМЦ разъяснили, что для первичного учетного документа достаточно подписи одного ответственного лица с той стороны сделки, которая оформляет хозяйственную операцию в своем учете. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускает возможность, но не требует подписания первичного учетного документа несколькими лицами, а подписи со стороны контрагентов организации не входят в число обязательных реквизитов первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Документы, оформляемые в целях реализации гражданско-правовых, трудовых и иных договоров организации с другими лицами (акты приемки-передачи имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг, авансовые отчеты, товарные, транспортные накладные и др.), – это хозяйственные документы, которые не являются по умолчанию первичными учетными документами. Организация вправе использовать их в качестве первичных учетных документов, но не обязана это делать.

Оформлять факты хозяйственной жизни первичными учетными документами в бухгалтерском учете в соответствии с настоящей Рекомендацией БМЦ предложил не только в текущих чрезвычайных условиях, но и в будущем после завершения пандемии коронавируса.

Следует отметить, что Рекомендация направлена на правила оформления первичных учетных документов исключительно в целях бухгалтерского учета.

Но такой подход может привести к налоговым спорам, поскольку в НК РФ реальность сделок, а также экономическая обоснованность и документальная подтвержденность расходов в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в большинстве случаев базируется на первичных документах, подписанных обеими сторонами сделки.

Также могут возникнуть проблемы гражданско-правового характера, если разногласия с контрагентами или сотрудниками организации приведут к судебным разбирательствам.