Разъяснения государственных органов

Вправе ли налоговая инспекция проверять цены в сделках, не являющихся контролируемыми?

Дата публикации 28.02.2019

Документ

Письмо Минфина России от 14.01.2019 № 03-12-11/1/746

Комментарий

Обоснованность применения цен в сделках, которые не признаются контролируемыми (в т.ч. между взаимозависимыми лицами), может быть проверена в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. Это следует из разъяснений Минфина России и судебной практики.

Статья 54.1 НК РФ устанавливает запрет на необоснованное уменьшение налогоплательщиками обязательств перед бюджетами. Из нее следует, что необоснованная налоговая выгода может быть получена в результате искажения в учете и отчетности сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. При отсутствии таких искажений налоговая выгода по конкретной сделке (операции) тоже будет признана необоснованной, если налоговому органу удастся доказать один из следующих фактов:

Также по-прежнему применимы отдельные положения постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Необоснованность уменьшения обязательств перед бюджетом доказывается налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 82 НК РФ). В частности, к ним относятся камеральные и выездные налоговые проверки (ст. 88, 89 НК РФ), проверки при совершении контролируемых сделок взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Налоговые проверки проводят территориальные налоговые органы, проверки контролируемых сделок – сама ФНС России. Причем для определения достоверной величины доходов (прибыли, выручки) ФНС России использует методы, указанные в гл. 14.3 НК РФ, – метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации и т.д. Однако из п. 5 ст. 82 НК РФ не вполне ясно, можно ли применять эти методы во время обычной налоговой проверки. Иными словами, можно ли проверять цены в сделках, не являющихся контролируемыми?

По мнению Минфина России, такое возможно (см. письмо от 14.01.2019 № 03-12-11/1/746). Объясняется это тем, что выявленная в ходе выездной или камеральной налоговой проверки необоснованная налоговая выгода предполагает ее суммовую оценку. При этом НК РФ не предусматривает закрытый перечень способов такой оценки, а также не содержит запрета на использование в этом случае методов, установленных гл. 14.3 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в судебной практике (см. постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2018 № Ф02-3431/2018 – оставлено в силе определением Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 302-КГ18-21402).