Разъяснения государственных органов

Минфин России пояснил, как учреждению учесть операции по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом)

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702

Комментарий

Письмо содержит два аспекта:

Учет казначейских аккредитивов

Казначейское сопровождение средств предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и осуществляется по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552.

Средства, которые подлежат казначейскому сопровождению, перечислены в ч. 2 ст. 5 Закона № 415-ФЗ, среди них:

Суть казначейского сопровождения состоит в том, что средства предоставляются из федерального бюджета под потребность после документального подтверждения исполнителем факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Это позволяет снизить количество контрактов, в которых предусмотрены авансовые платежи, снизить дебиторскую задолженность, обеспечить сохранность средств, сократить количество недобросовестных поставщиков (исполнителей, соисполнителей).

При казначейском сопровождении целевые средства перечисляются на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства (далее – ТОФК) в учреждениях Центрального банка РФ. При этом юридическим лицам – исполнителям контрактов в ТОФК открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, на которых отражается зачисление и списание средств.

Целевые средства по расходам юридических лиц, отраженные на лицевых счетах, списываются в пределах суммы для оплаты обязательств после представления документов, подтверждающих возникновение этих обязательств. Порядок перечисления средств утвержден приказом Минфина России от 28.12.2016 № 245н. Территориальные ОФК санкционируют операции в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 № 244н.

На лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом главному распорядителю средств федерального бюджета (государственному заказчику), ТОФК осуществляет блокировку лимитов бюджетных обязательств на сумму казначейского аккредитива.

Если в рамках отдельного соглашения (контракта), который предусматривает перечисление целевых средств с применением казначейского аккредитива, юрлицом-исполнителем заключается договор с соисполнителем, ТОФК выполняет перевод казначейского аккредитива. На сумму переведенного аккредитива осуществляется блокировка неисполненного остатка.

Казначейский аккредитив (переведенный казначейский аккредитив) считается исполненным после подтверждения списания средств со счета, открытого сформировавшему аккредитив ТОФК.

В бюджетном учете получателя бюджетных средств (государственного заказчика) операции по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом, отражаются записями:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

1

Принято бюджетное обязательство при заключении контракта

КРБ 1 501 17 ХХХ

КРБ 1 502 11 ХХХ

2

Приняты денежные обязательства в сумме казначейского аккредитива (авансовых платежей)

КРБ 1 502 11 ХХХ

КРБ 1 502 12 ХХХ

3

Приняты к учету обязательства на основании документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции (товаров)

КРБ 1 106 ХХ ХХХ

КРБ 1 105 ХХ 340

КРБ 1 401 20 ХХХ

КРБ 1 302 ХХ 730

4

Приняты денежные обязательства на сумму, превышающую казначейский аккредитив

КРБ 1 502 11 ХХХ

КРБ 1 502 12 ХХХ

5

Перечислены средства федерального бюджета исполнителю контракта (в т.ч. бюджетному, автономному учреждению) при исполнении казначейского обеспечения обязательства (в случае подтверждения исполнения документами по выполнению работ, оказанию услуг, поставке продукции, товаров)

КРБ 1 302 ХХ 830

КРБ 1 304 05 ХХХ

6

Перечислены средства федерального бюджета с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет исполнителя контракта (в т.ч. бюджетного, автономного учреждения) в объеме обязательств, не обеспеченных казначейским аккредитивом

КРБ 1 302 ХХ 830

КРБ 1 304 05 ХХХ

Получатель бюджетных средств вправе предусмотреть в составе рабочего плана счетов отдельный забалансовый счет для отражения информации о суммах обязательств, в отношении которых выдано казначейское обеспечение (казначейский аккредитив), в разрезе государственных контрактов, контрагентов. Такое решение следует закрепить в учетной политике.

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения (исполнителя) операции по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом, отражаются записями:

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

1

Отражена на лицевом счете неучастника бюджетного процесса информация о казначейском аккредитиве

увеличение забалансового счета 10

 

2

Зачислены средства на лицевой счет неучастника бюджетного процесса в сумме исполнения казначейского обеспечения обязательства (при предоставлении документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции, товаров)

КИФ 2 201 11 510

увеличение забалансового счета 17

КДБ 2 205 ХХ 660

3

Перечислены средства со счета неучастника бюджетного процесса по документам, представленным учреждением

КРБ 2 20Х ХХ ХХХ

КРБ 2 30Х ХХ 830

уменьшение забалансового счета 10

КИФ 2 201 11 610

увеличение забалансового счета 18

При переводе на основании заявления учреждения казначейского обеспечения обязательства (казначейского аккредитива) в пользу другого юридического лица операции по уменьшению забалансового счета 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (в сумме переведенного казначейского аккредитива) не отражаются.

В Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) раскрывается информация о лицевых счетах для учета операций неучастников бюджетного процесса, открытых учреждению в ТОФК для проведения операций по казначейскому обеспечению обязательств (в т.ч. о лицевых счетах с нулевыми показателями на отчетную дату).

Дополнительные формы месячной отчетности

Минфин России сообщил главным распорядителям (распорядителям), получателям бюджетных средств и администраторам средств бюджетов о необходимости дополнительно представить в составе месячной бюджетной отчетности на 01.11.2017 Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по кодам счетов:

По общему правилу ежемесячно Справка (ф. 0503125) формируется только для определения взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций (п. 23 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Финансовые органы субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды дополнительно представляют Справки (ф. 0503125) по кодам счетов 1 401 10 151, 1 401 20 251.

Главные администраторы средств бюджетов составляют Справки (ф. 0503125) на основании данных по состоянию на 1 октября 2017 г., предварительно выверив показатели с другими участниками консолидируемых расчетов с идентичными показателями, отраженными последними в Справках (ф. 0503125).

Справки (ф. 0503125) представляются в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства посредством подсистемы учета и отчетности Государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет" не позднее 25.11.2017.