Документ
Письмо Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702
Комментарий
Письмо содержит два аспекта:
- сообщение о необходимости дополнительно представить в составе месячной бюджетной отчетности на 01.11.2017 Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по определенным кодам счетов;
- разъяснение порядка отражения в учете получателей средств федерального бюджета – государственных заказчиков и бюджетных (автономных) учреждений – исполнителей операций по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом.
Учет казначейских аккредитивов
Казначейское сопровождение средств предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и осуществляется по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552.
Средства, которые подлежат казначейскому сопровождению, перечислены в ч. 2 ст. 5 Закона № 415-ФЗ, среди них:
- авансовые платежи по контрактам о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым на сумму более 100 млн руб. Исключение – контракты в рамках государственного оборонного заказа, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым на сумму более 100 млн руб. федеральными бюджетными или автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии и субсидии на капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках контрактов (договоров) на сумму более 100 млн руб.
Суть казначейского сопровождения состоит в том, что средства предоставляются из федерального бюджета под потребность после документального подтверждения исполнителем факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Это позволяет снизить количество контрактов, в которых предусмотрены авансовые платежи, снизить дебиторскую задолженность, обеспечить сохранность средств, сократить количество недобросовестных поставщиков (исполнителей, соисполнителей).
При казначейском сопровождении целевые средства перечисляются на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства (далее – ТОФК) в учреждениях Центрального банка РФ. При этом юридическим лицам – исполнителям контрактов в ТОФК открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, на которых отражается зачисление и списание средств.
Целевые средства по расходам юридических лиц, отраженные на лицевых счетах, списываются в пределах суммы для оплаты обязательств после представления документов, подтверждающих возникновение этих обязательств. Порядок перечисления средств утвержден приказом Минфина России от 28.12.2016 № 245н. Территориальные ОФК санкционируют операции в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 № 244н.
На лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом главному распорядителю средств федерального бюджета (государственному заказчику), ТОФК осуществляет блокировку лимитов бюджетных обязательств на сумму казначейского аккредитива.
Если в рамках отдельного соглашения (контракта), который предусматривает перечисление целевых средств с применением казначейского аккредитива, юрлицом-исполнителем заключается договор с соисполнителем, ТОФК выполняет перевод казначейского аккредитива. На сумму переведенного аккредитива осуществляется блокировка неисполненного остатка.
Казначейский аккредитив (переведенный казначейский аккредитив) считается исполненным после подтверждения списания средств со счета, открытого сформировавшему аккредитив ТОФК.
В бюджетном учете получателя бюджетных средств (государственного заказчика) операции по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом, отражаются записями:
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерская запись | |
---|---|---|---|
дебет счета |
кредит счета | ||
1 |
Принято бюджетное обязательство при заключении контракта |
КРБ 1 501 17 ХХХ |
КРБ 1 502 11 ХХХ |
2 |
Приняты денежные обязательства в сумме казначейского аккредитива (авансовых платежей) |
КРБ 1 502 11 ХХХ |
КРБ 1 502 12 ХХХ |
3 |
Приняты к учету обязательства на основании документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции (товаров) |
КРБ 1 106 ХХ ХХХ КРБ 1 105 ХХ 340 КРБ 1 401 20 ХХХ |
КРБ 1 302 ХХ 730 |
4 |
Приняты денежные обязательства на сумму, превышающую казначейский аккредитив |
КРБ 1 502 11 ХХХ |
КРБ 1 502 12 ХХХ |
5 |
Перечислены средства федерального бюджета исполнителю контракта (в т.ч. бюджетному, автономному учреждению) при исполнении казначейского обеспечения обязательства (в случае подтверждения исполнения документами по выполнению работ, оказанию услуг, поставке продукции, товаров) |
КРБ 1 302 ХХ 830 |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
6 |
Перечислены средства федерального бюджета с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет исполнителя контракта (в т.ч. бюджетного, автономного учреждения) в объеме обязательств, не обеспеченных казначейским аккредитивом |
КРБ 1 302 ХХ 830 |
КРБ 1 304 05 ХХХ |
Получатель бюджетных средств вправе предусмотреть в составе рабочего плана счетов отдельный забалансовый счет для отражения информации о суммах обязательств, в отношении которых выдано казначейское обеспечение (казначейский аккредитив), в разрезе государственных контрактов, контрагентов. Такое решение следует закрепить в учетной политике.
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения (исполнителя) операции по контрактам, обеспеченным казначейским аккредитивом, отражаются записями:
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов | |
---|---|---|---|
дебет счета |
кредит счета | ||
1 |
Отражена на лицевом счете неучастника бюджетного процесса информация о казначейском аккредитиве |
увеличение забалансового счета 10 |
|
2 |
Зачислены средства на лицевой счет неучастника бюджетного процесса в сумме исполнения казначейского обеспечения обязательства (при предоставлении документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции, товаров) |
КИФ 2 201 11 510 увеличение забалансового счета 17 |
КДБ 2 205 ХХ 660 |
3 |
Перечислены средства со счета неучастника бюджетного процесса по документам, представленным учреждением |
КРБ 2 20Х ХХ ХХХ КРБ 2 30Х ХХ 830 уменьшение забалансового счета 10 |
КИФ 2 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 |
При переводе на основании заявления учреждения казначейского обеспечения обязательства (казначейского аккредитива) в пользу другого юридического лица операции по уменьшению забалансового счета 10 "Обеспечение исполнения обязательств" (в сумме переведенного казначейского аккредитива) не отражаются.
В Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) раскрывается информация о лицевых счетах для учета операций неучастников бюджетного процесса, открытых учреждению в ТОФК для проведения операций по казначейскому обеспечению обязательств (в т.ч. о лицевых счетах с нулевыми показателями на отчетную дату).
Дополнительные формы месячной отчетности
Минфин России сообщил главным распорядителям (распорядителям), получателям бюджетных средств и администраторам средств бюджетов о необходимости дополнительно представить в составе месячной бюджетной отчетности на 01.11.2017 Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по кодам счетов:
- 1 401 10 180 "Прочие доходы";
- 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям";
- 1 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- 1 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
По общему правилу ежемесячно Справка (ф. 0503125) формируется только для определения взаимосвязанных показателей по денежным расчетам и неденежным расчетам в части некассовых операций (п. 23 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
Финансовые органы субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды дополнительно представляют Справки (ф. 0503125) по кодам счетов 1 401 10 151, 1 401 20 251.
Главные администраторы средств бюджетов составляют Справки (ф. 0503125) на основании данных по состоянию на 1 октября 2017 г., предварительно выверив показатели с другими участниками консолидируемых расчетов с идентичными показателями, отраженными последними в Справках (ф. 0503125).
Справки (ф. 0503125) представляются в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства посредством подсистемы учета и отчетности Государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет" не позднее 25.11.2017.