Документ
Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 № 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"
Комментарий
Закон обязывает банки не только идентифицировать клиента, но и проверять информацию о совершаемых клиентом сделках, которые вызывают подозрение (Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов…", положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации…").
Это делается, чтобы пресечь легализацию (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации и другие противозаконные операции. Если у банка возникнут подозрения в законности операции, он может отказать в выполнении распоряжении клиента (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
В помощь кредитным организациям Банк России выпустил методические рекомендации по проверке клиентов. Полагаем, что они будут полезны и самим клиентам, поскольку помогут сориентироваться и избежать подозрений в незаконных операциях.
В первую очередь банки будут обращать внимание на тех клиентов, у которых доля налоговых платежей в структуре дебетового оборота по счету составляет 0,9 %. То есть налоги платятся в незначительных размерах. Напомним, что ранее это значение составляло 0,5% оборота по счету (см. методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР).
Это не единственный признак совершения клиентом сомнительных операций. Банк России называет дополнительные признаки деятельности, вызывающей подозрения:
- со счета не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, перечисление НДФЛ, страховых взносов либо такие платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты;
- фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- по счету уплачивается НДФЛ, но не перечисляются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами обычных операций клиента;
- производимые по счету клиента платежи не имеют отношения к затратам по осуществляемому им виду деятельности. При этом не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента, например, оплата аренды, коммунальных платежей, закупка канцелярских товаров и др.;
- нет связи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного клиентом максимального оборота денежных средств по счету;
- денежные средства зачисляются на счет клиента от покупателей за товары, услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, которые НДС не облагаются (например, заем, обеспечение обязательств, реализация лома и пр. необлагаемые операции).
Отмечается также, что банки обязаны знать об устройстве, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью перевода денежных средств. Речь идет об IP-адресе, МАС-адресе, номере SIM-карты, номере телефона или ином идентификаторе устройства. Если идентификатор устройства клиента совпадает с идентификатором другого клиента, счета которого ранее были закрыты, такого клиента следует относить к категории повышенного риска и проверять информацию о совершаемых им сделках.
Кроме того, к категории повышенного риска будут отнесены клиенты банка, доверенные лица которых (получили криптографические ключи и аутентификационную информацию для работы в системе дистанционного банковского обслуживания) представляют также интересы других клиентов, счета которых были закрыты в рамках противолегализационных мероприятий.
В заключение
Таким образом, наряду с налоговым органом контролировать хозяйственную деятельность налогоплательщиков и уплату налогов, взносов будут еще и банки. Причем в ходе проверки клиента банки могут запрашивать дополнительные документы по его деятельности, их перечень законом № 115-ФЗ и положением № 375-П не ограничен. Надо быть к этому готовым.