Разъяснения государственных органов

Как контролеры будут оценивать получение необоснованной налоговой выгоды?

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@

Комментарий

В письме от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ ФНС России направила очередные рекомендации налоговым органам. На этот раз они касаются проведения проверки налогоплательщиков на предмет получения необоснованной налоговой выгоды.

Эти разъяснения налоговики сделали, основываясь на результатах анализа соответствующей арбитражной практики, а также принятых решений по жалобам налогоплательщиков. Очевидно, ФНС России не устраивает сбор доказательств по таким делам, ведь, как отмечается в письме, зачастую он осуществлялся формально.

Недостоверность первичных документов

Нарекание со стороны ФНС России вызвал тот факт, что проверяющие при анализе первичных документов по сделке признают их недостоверными только на основании допросов руководителей контрагентов или результатов почерковедческих экспертиз. При этом реальность осуществленных хозяйственных операций не оспаривается.

Чтобы исключить такой подход в дальнейшем, налоговое ведомство напомнило, что об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом (путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов), могут свидетельствовать:

Если доказать подконтрольность контрагентов проверяемому налогоплательщику не удалось, инспекторы должны исследовать:

Такой вывод ФНС России сделала на основе п. 31 обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Если налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента и сделка исполнена, другие косвенные признаки получения необоснованной налоговой выгоды не имеют значения. К таким признакам может относиться неуплата налога в бюджет поставщиком налогоплательщика или отрицание подписания первичных документов по спорной сделке поставщиком (по результатам допросов и почерковедческих экспертиз).

Разумность при выборе контрагента

Кроме того, не менее важной является оценка достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. Инспекторам следует оценить:

В частности, необходимо обратить внимание на:

Также рекомендуется запрашивать у налогоплательщика следующие документы и информацию относительно действий при осуществлении выбора контрагента:

Рекомендации

Приведенные в письме рекомендации необходимо учитывать не только налоговым инспекторам, но и налогоплательщикам. Это поможет избежать возможных претензий и не доводить дело до суда.

Ответы на многие вопросы можно получить в бизнес-справке из сервиса 1СПАРК Риски. В ней содержится вся необходимая информация для оценки надежности контрагента, включая данные о финансовых рисках и платежеспособности. Факторы риска и негативные списки подскажут вам, на что следует обратить внимание перед заключением сделки.