Документ
Письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318
Комментарий
В письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318 финансовое ведомство разъяснило порядок расчета пеней за несвоевременную уплату налога (сбора).
За несвоевременную уплату налога (сбора) в бюджет выставляется пеня. Она начисляется за каждый календарный день просрочки со дня, который следует за днем, установленным законодательством для уплаты налога (сбора) (п. 1, 3 ст. 75 НК РФ).
При этом обязанность по уплате налога считается исполненной плательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет РФ денежных средств, но при условии, что на счете налогоплательщика в банке достаточно денежных средств (п. 3 ст. 45 НК РФ). По мнению финансистов, это значит, что в день (момент) исполнения обязанности по уплате налога просрочка отсутствует. Поэтому за день уплаты налога начислять пени не нужно.
Такую выгодную для налогоплательщика позицию контролирующие органы разделяли не всегда. Так, в разъяснениях от 28.12.2009 ФНС России указывала на необходимость начисления пеней по день уплаты налога включительно, ведь начисление пеней следует прекратить только в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности.
Подход проверяющих разделяют и судьи. Рассматривая вопрос о принудительном взыскании пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей, арбитры также пришли к выводу, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки (п. 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Рекомендации
Не уплачивать пени при несвоевременной уплате налога (сбора) за день погашения задолженности, то есть делать так, как советует Минфин России.
Несмотря на то, что проверяющие в своей работе должны руководствоваться мнением финансового ведомства (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), такая позиция представляется рискованной, претензии со стороны контролирующих органов не исключены.