Разъяснения государственных органов

Как в 2016 году вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Дата публикации

Документ

Письма Минприроды России от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155, от 25.03.2016 № 06-09-44/5872

Комментарий

Как известно, законодательство об охране окружающей среды с 2016 года претерпело значительные изменения. В частности, новые требования установлены в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий об этом здесь).

В связи с этим Минприроды выпустило разъяснения о порядке перечисления указанной платы (письма от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155, от 25.03.2016 № 06-09-44/5872). Перечислим наиболее важные моменты из пояснений ведомства.

Как исчислять квартальные авансовые платежи?

С 1 января 2016 года действует норма, согласно которой отчетным периодом для внесения платы является календарный год (ранее отчетным периодом был квартал) (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее – Закон № 7-ФЗ).

При этом организации и предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, должны в течение года перечислять также квартальные авансовые платежи (кроме 4-го квартала). Такие авансы рассчитываются как ¼ величины платы, внесенной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Минприроды указало, что при определении суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в 2016 году:

Авансовые платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В Минприроде отметили, что вновь созданные в 2016 году организации не перечисляют авансовые платежи за текущий год, ведь они не вносили плату за 2015 год. Соответственно, отсутствует сумма для расчета квартальных платежей.

Такие компании обязаны перечислить итоговую сумму платы за 2016 год не позднее 1 марта 2017 года.

Также отсутствует обязанность по перечислению авансовых платежей в течение года (в том числе в течение 2016 года) у субъектов малого и среднего предпринимательства. Они должны уплачивать только годовую сумму за негативное воздействие в общие сроки – не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Какая ответственность грозит за несвоевременное внесение платы?

До 1 января 2016 года в законодательстве об охране окружающей среды отсутствовали нормы о начислении пеней за несвоевременное или неполное перечисление платы за негативное воздействие.

Теперь такое положение закреплено в п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ. Соответствующие поправки были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ. Новые нормы действуют с 01.01.2016 и не распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты, в том числе и на правоотношения по исчислению и внесению платы за истекший 2015 год.

Такие пояснения дали специалисты Минприроды в письме от 25.03.2016 № 06-09-44/5872.

В 2016 году до 1 марта плательщики должны были внести платеж за IV квартал 2015 года (письмо Росприроднадзора от 04.12.2015 № АС-06-01-36/21588). Если данный платеж был перечислен не полностью или уплачен позднее 1 марта 2016 года, начислять и уплачивать пени не нужно.

Санкции в виде пеней применяются с платежей за 2016 год (квартальных авансовых и итогового годового).

В соответствии с п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы со следующего дня после окончания срока для ее перечисления, а именно:

Что делать, если уплаченные в течение года авансовые платежи превысили величину платы по итогам года?

Специалисты Минприроды поясняют, что в декларации, представляемой по итогам отчетного периода, плательщик должен пересчитать величину платы за год с учетом внесенных авансовых платежей.

Если перечисленные авансы превысят сумму исчисленной платы, то такую переплату правомерно зачесть в счет предстоящих платежей следующего года или вернуть на основании заявления плательщика (п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ).

Ведомство отметило, что в настоящее время дорабатывает проект постановления Правительства РФ, которым будет регламентирована процедура подобного зачета и возврата.

Какую отчетность нужно представлять в отношении платы за негативное воздействие в 2016 году?

Авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. По итогам года (не позднее 10-го марта следующего года) необходимо представить декларацию о плате за негативное воздействие (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, впервые подать декларацию по итогам 2016 года необходимо не позднее 10 марта 2017 года.

В настоящее время форма декларации не утверждена. В Минприроды уточнили, что идет разработка приказа о форме декларации и порядке ее представления. Планируется утвердить его до конца 2016 года.

Кто обязан вносить плату за размещение твердых коммунальных отходов?

Под твердыми коммунальными отходами, которые образуются в деятельности организаций и предпринимателей, подразумеваются отходы, подобные по составу тем, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физлицами (ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее – Закон № 89-ФЗ). Полагаем, что к ним относится бытовой и офисный мусор, макулатура и т.п.

За их размещение перечислять плату должны региональные операторы по обращению с такими отходами (п. 2 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

При этом законодательно предусмотрен переходный период до 1 января 2017 года для введения услуги по обращению с подобным видом отходов и для создания института региональных операторов.

В связи с этим Минприроды отметило, что до указанной даты вносить плату за бытовой мусор должны собственники отходов, то есть организации и предприниматели, в процессе хозяйственной деятельности которых они образуются.