Разъяснения государственных органов

Суммы НДФЛ, удержанные до подачи заявления на имущественный вычет, необходимо вернуть работнику

Дата публикации

Документ

Письмо Минфина России от 21.03.2016 № 03-04-06/15541

Комментарий

В комментируемом письме финансовое ведомство в очередной раз рассмотрело вопрос о возможности возврата работодателем по правилам ст. 231 НК РФ НДФЛ, удержанного с работника до его обращения за имущественным вычетом в связи с приобретением (созданием) жилой недвижимости.

Напомним, граждане (налоговые резиденты РФ) вправе уменьшить свои доходы, облагаемые по ставке 13% (за исключением доходов от долевого участия в организациях), на расходы в связи с приобретением (созданием) жилых домов, квартир, комнат и соответствующих земельных участков (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Данный имущественный налоговый вычет можно получить:

Налоговые агенты исчисляют НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением доходов от долевого участия в организациях), на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее удержанной суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, имущественный вычет предоставляется работодателем с месяца, в котором сотрудник обратился за его предоставлением, применительно ко всей сумме дохода, начисленной нарастающим итогом с начала года. Это относится также к случаям, когда соответствующее заявление было подано работником в середине года.

Не исключено, что сумма ранее удержанного и уплаченного НДФЛ (без учета имущественного вычета по причине отсутствия соответствующего заявления) превысит сумму налога, исчисленного после предоставления этого вычета в середине года (на основании заявления работника и подтверждения налоговой инспекцией права на вычет). Является ли данная разница излишне удержанным налогом, который должен быть возвращен работодателем сотруднику по правилам п. 1 ст. 231 НК РФ?

По мнению Минфина России, эти суммы не являются излишне удержанными и работодатель не может их вернуть. Данные суммы удержаны правомерно, считает финансовое ведомство. Ведь на тот момент отсутствовало письменное заявление работника о предоставлении имущественного вычета и подтверждение от налогового органа права на этот вычет. Это означает, что вернуть налог можно только через налоговую инспекцию при подаче налоговой декларации.

Аналогичная позиция приведена в письмах Минфина России от 28.12.2015 № 03-04-06/76757, № 03-04-06/76761, № 03-04-06/76767, от 25.12.2015 № 03-04-06/76144.

Но некоторые арбитражные суды высказывают диаметрально противоположную точку зрения. Причем их поддерживает Верховный Суд РФ. Это следует из п. 15 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 (далее – Обзор).

Не смотря на то, что п. 3 ст. 226 НК РФ с 01.01.2016 г. действует в новой редакции, выводы, содержащиеся в п. 15 Обзора, применимы и в настоящий момент. Комментарий Обзора см. здесь.

В связи с этим в рассматриваемом письме финансовое ведомство напомнило, что налоговые органы в подобном случае должны руководствоваться именно решениями, постановлениями, информационными письмами (письмами) ВАС РФ и ВС РФ, а не разъяснениями Минфина России и ФНС России. Делать они это обязаны со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в Интернете либо со дня их официального опубликования в установленном порядке. Этот вывод Минфин России сделал еще в письме от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097@).

Рекомендации

Налоговый агент может учитывать позицию Верховного Суда РФ, приведенную в п. 15 Обзора, и возвращать работникам по правилам п. 1 ст. 231 НК РФ НДФЛ, излишне удержанный до подачи заявления о предоставлении имущественного вычета. Также обращаем внимание, что письмом ФНС России от 25.12.2015 № БС-4-11/22869@ отозвано письмо ФНС России от 22.12.2010 № ШС-37-3/18221@, поскольку изложенная в нем позиция противоречит вышеуказанным выводам Верховного Суда РФ. При этом сам Обзор направлен в адрес территориальных налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 03.11.2015 № СА-4-7/19206@.