Разъяснения государственных органов

Что делать налогоплательщику, если налоговый орган обнаружил ошибки или несоответствия в декларации по НДС?

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395

Комментарий

Декларацию по НДС в электронной форме представляют все налогоплательщики НДС, лица, не являющиеся налогоплательщиками, но выставляющие счета-фактуры с НДС, а также неплательщики-налоговые агенты, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в интересах другого лица (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 01.01.2015 действует новая форма декларации по НДС, утвержденная приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (см. подробный комментарий к порядку ее представления и оформления). Теперь она включает в себя сведения из книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

В ходе камеральной проверки налоговый орган может выявить противоречия или несоответствия между сведениями этой декларации и данными декларации по НДС или журнала учета счетов-фактур другого лица. Об этом налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием представить пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ утверждена форма такого требования (Приложение № 2), а также приложения к нему с ошибками по конкретным разделам декларации (Приложения № 2.1-2.9). Причем налогоплательщик сможет определить причины расхождения данных, так как в требовании указывается код возможной ошибки:

1 – если запись об операции отсутствует в декларации контрагента или контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, или контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, или допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

2 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 8 "Сведения из книги покупок" и разделе 9 "Сведения из книги продаж" (например, если налогоплательщик принимает к вычету ранее уплаченный в бюджет НДС с полученного аванса);

3 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур" и разделе 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур" (например, при отражении посреднических операций);

4 – если допущена ошибка в какой-либо графе. Причем номер этой графы указывается в скобках.

Отметим, что требование может быть направлено налогоплательщику в электронной форме. Дальнейший порядок действий налогоплательщика при его получении рекомендован письмом ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. Он предполагает следующие шаги.

  1. Передать налоговому органу квитанцию о получении требования в электронной форме в течение 6 дней со дня его отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если эта обязанность не будет исполнена в течение 10 дней, налоговый орган может приостановить операции по банковскому счету налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
    Отметим, что направить налоговому органу такую квитанцию можно с рабочего места не только должностного лица организации, но также ее законного или уполномоченного представителя, действующего по доверенности. Об этом уведомила ФНС России в письме от 22.04.2015 № ЕД-4-15/6906@.
  2. Проверить правильность заполнения декларации в части тех записей, по которым выявлены расхождения, сверить их со счетом-фактурой. При этом следует обращать внимание на корректность заполнения реквизитов этой записи: даты, номера, суммовых показателей, правильности расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо проверить также общую сумму НДС к вычету по всем записям такого счета-фактуры, включая предыдущие периоды.
  3. Дальнейший порядок действия зависит от того, обнаружил ли налогоплательщик ошибки (несоответствия) и привели ли они к неуплате НДС в бюджет.

    Если при проверке декларации налогоплательщик выявил ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате, то он должен представить уточненную декларацию с корректными сведениями в течение 5 дней после получения требования. Такое требование содержится в п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ. Подробнее см. статью: "Уточнение показателей декларации по НДС по требованию налогового органа".

    Если выявленные ошибки не влияют на сумму налога, ФНС России рекомендует налогоплательщику представить в 5-дневный срок пояснения и уточненную декларацию. Однако такой подход контролирующих органов противоречит требованиям НК РФ. Ведь согласно п. 3 ст. 88 НК РФ при обнаружении налоговым органом ошибок (противоречий) в декларации налогоплательщик должен выполнить одно из действий – представить пояснения или внести исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
    Эта норма исключает одновременную подачу пояснений и "уточненки". Кроме того, обязанность подать уточненную декларацию возникает в одном случае – обнаружение ошибки или несоответствия в декларации, которые привели к занижению суммы налога. Если налогоплательщик проигнорирует данную рекомендацию налогового органа и не подаст "уточненку", вряд ли его ждут негативные последствия, ведь сумма НДС к уплате не занижена, а ответственности за неподачу "уточненки" нет.

    Если после проверки корректности заполнения декларации налогоплательщик не выявил ошибки, он должен уведомить об этом налоговый орган, представив пояснения.

Отметим, что пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованной форме через оператора электронного документооборота. Рекомендованная форма такого сообщения содержится в приложении 2.11, утв. письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@. Возможность отправить такое сообщение в электронной форме реализована в программах "1С". Подробности читайте в статье "Представление пояснений по требованию налогового органа в программе "1С:Бухгалтерия 8".

При представлении пояснений налогоплательщик может дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ).

При возникновении вопросов, связанных с полученным требованием, налогоплательщик может обратиться на форум ФНС России в Интернете (http://forum.nalog.ru/index.php?showforum=133), в территориальный налоговый орган по месту постановки на учет либо в контактный центр ФНС России по телефону 8-800-222-22-22.