Документ
Письмо Минфина России от 28.08.2015 № 03-11-09/49620
Комментарий
В комментируемом письме Минфин России высказал мнение по порядку учета для целей УСН реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и продажи этой валюты. При этом в письме от 22.01.2015 № 03-11-06/2/1645 финансовое ведомство уже приводило позицию по указанному вопросу, которая не вполне соответствовала НК РФ и была невыгодна плательщикам УСН. Однако новые разъяснения меняют положение дел.
Относительно выручки от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту точка зрения Минфина России осталась прежней: такие доходы учитываются на дату поступления денежных средств на валютный счет налогоплательщика (путем пересчета в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на эту же дату). Это следует из ст. 249, 346.15, п. 1 ст. 346.17, п. 3 ст. 346.18 НК РФ.
Что касается операции по продаже иностранной валюты, то здесь мнение представителей финансового ведомства изменилось в пользу налогоплательщиков.
Так, с одной стороны, денежные средства (как и любое другое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации) относятся для целей налогообложения к товарам (п. 2, 3 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ). С другой стороны, операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признаются реализацией товаров (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).
В этой связи Минфин России пришел к обоснованному выводу, что операции по продаже иностранной валюты за российские рубли не приводят к образованию какого-либо дохода у налогоплательщика, не являющегося банком. В январских разъяснениях содержался противоположный вывод, который не учитывал пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ.
Особенности учета доходов от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, установлены только для банков. При этом данные операции также не являются реализацией для целей налогообложения. В доходах отражается только разница между курсами валют (пп. 4 п. 2 ст. 290 НК РФ).
Кроме того, в комментируемом письме финансовое ведомство напомнило, что положительная разница между курсом продажи иностранной валюты и ее официальным курсом, установленным ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту, включается во внереализационные доходы (п. 2 ст. 250 НК РФ). Это относится и к налогоплательщикам, применяющим УСН (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом в предыдущих разъяснениях было высказано мнение, что НК РФ не предусматривает обязанность учета таких доходов.
И наоборот, если иностранная валюта была продана по курсу, ниже установленного ЦБ РФ, отрицательная курсовая разница в расходы при УСН не включается. Связано это с тем, что перечень расходов, которые можно учесть при УСН, является закрытым (ст. 346.16 НК РФ). Указанная отрицательная курсовая разница в нем не поименована.
В заключение отметим, что письмом ФНС России от 15.09.2015 № ГД-4-3/16204@ комментируемое письмо направлено налоговым органам и налогоплательщикам для использования в работе.
Рекомендации
Новые разъяснения Минфина России выгодны налогоплательщикам, поскольку позволяют избежать двойного налогообложения сумм, полученных от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Облагать данные поступления нужно только в составе выручки от реализации. Средства в рублях, вырученные от продажи иностранной валюты, налоговую базу не увеличивают.
Однако если валюта продана по курсу, превышающему официальный курс ЦБ РФ, образовавшаяся разница признается внереализационным доходом, который должен быть учтен для целей налогообложения. Это следует из п. 2 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ.