Разъяснения государственных органов

ФНС России опубликовала разъяснения по торговому сбору

Дата публикации

Документ

Письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@

Комментарий

В письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ ФНС России представлены разъяснения, которые касаются плательщиков торгового сбора. Напомним, что плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования (города федерального значения) определенную предпринимательскую деятельность. При этом деятельность должна проходить с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ).

В настоящее время торговый сбор введен только на территории столицы и регулируются законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 "О торговом сборе" (далее – Закон № 62).

Торговым сбором в г. Москве облагается (ст. 2 Закона № 62):

Кроме того, Законом № 62 установлен ряд льгот по отдельным видам торговой деятельности, а также для некоторых категорий плательщиков сбора.

(Подробнее об особенностях торгового сбора в Москве см. здесь).

Рассмотрим наиболее важные из разъяснений.

Постановка на учет плательщиков торгового сбора

Встать на учет плательщику торгового сбора необходимо не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Для этого следует представить в налоговую инспекцию специальное уведомление (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления (ТС-1) и порядок его заполнения приведены в письме ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@.

Каждый плательщик подлежит постановке на учет один раз. Если в дальнейшем будут представлены новые уведомления в связи с возникновением нового объекта (либо получением информации о новом объекте), повторной постановки на учет не происходит.

Относительно порядка постановки на учет отметим следующее.

Согласно п. 7 ст. 416 НК РФ постановка на учет осуществляется:

Понятий движимого и недвижимого имущества НК РФ не содержит, поэтому согласно ст. 11 НК РФ можно использовать понятия из других отраслей. Так, в ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Все остальное имущество признается движимым.

В рассматриваемом письме представители ФНС России несколько расширили норму п. 7 ст. 416 НК РФ и предлагают осуществлять постановку на учет:

Ни в главе 33 НК РФ, ни в комментируемом письме нет понятий объектов стационарной торговой сети и нестационарной торговой сети. Такие понятия есть:

  1. в главе ЕНВД НК РФ;
  2. в главе ПСН НК РФ, в которую есть отсылка из главы 33 НК РФ Торговый сбор, но только на понятие "площадь торгового зала";
  3. в постановлениях Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП, от 03.02.2011 № 26-ПП.

Из анализа приведенных норм следует, что один и тот же объект, например, павильон в одном случае признается стационарным объектом (ст. 346.43 НК РФ), а в другом – нестационарным (пп. 6 п. 4 Порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП).

Отметим также, что п. 23 и 24 Порядка заполнения Уведомления, утв. письмом ФНС от 10.06.2015 № ГД-4-3/10036@, предусмотрено при выборе в качестве деятельности торговли через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них (коды "03" и "01") по каждому объекту указывать его кадастровый номер. Однако из формата уведомления следует, что данный реквизит не является обязательным для заполнения.

Исходя из этого, по нашему мнению, при определении места подачи уведомления стоит учитывать понятие движимого и недвижимого имущества, приведенное в ГК РФ. В случае сомнений можно этот вопрос уточнить в инспекции.

Если несколько объектов торговли в Москве находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили раньше, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ), либо объекта, указанного первым в уведомлении о постановке на учет.

Если плательщик торгового сбора не представил уведомление, налоговая инспекция может поставить его на учет в Москве на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москвы (п. 1 ст. 416 НК РФ, п. 2 ст. 418 НК РФ).

Исчисление и уплата торгового сбора

Торговый сбор уплачивается по каждому объекту отдельно раз в квартал. Подробнее см. здесь.

При этом если в течение квартала произошло увеличение количества объектов (или их площадей), то указанное изменение должно быть учтено в этом же периоде, даже если факт увеличения имел место в последний день. А если произошло уменьшение количества объектов (или их площадей), то это изменение подлежит учету только со следующего периода. По мнению ФНС России, такой порядок следует из п. 1 ст. 412 НК РФ.

Уплачивать торговый сбор (в силу п. 2 ст. 417 НК РФ) необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим периодом обложения (кварталом).

ФНС России пояснила, какие коды ОКТМО указывать в зависимости от порядка уплаты:

Как было указано выше, поставить на учет плательщика взносов налоговый орган может самостоятельно на основании информации уполномоченного органа. В этом случае инспекция в течение 30 дней с момента поступления информации направляет требование об уплате сбора плательщику. Сумма сбора в требовании будет указана на основании той информации, которая получена.

Срок исполнения требования – 8 рабочих дней с момента получения (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Однако, по мнению ФНС России, если этот срок наступает раньше срока уплаты торгового сбора, плательщик должен заплатить сбор в сроки, установленные законодательством. Ответственности за неисполнение требования в этом случае не будет.

Ответственность и порядок рассмотрения жалоб

Ответственность за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в налоговом органе установлена п. 1 ст. 116 НК РФ. За непредставление уведомления о постановке на учет данная норма не применяется.

За несвоевременное представление уведомления о постановке на учет возможно привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. При отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 ст. 126 НК РФ, штраф составит 200 рублей.

Кроме того, проверяющие отметили, что ведение деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции влечет штраф в размере 10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Что касается порядка рассмотрения жалоб, то возможны два варианта.

Если жалоба подается на акты или действия Департамента экономической политики и развития г. Москвы, например, на акт о выявлении недостоверных сведений по объекту торгового сбора, она должна подаваться и рассматриваться в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Если жалоба подается на действия или акты налоговых органов, то они рассматриваются в порядке, установленном гл. 19 и 20 НК РФ.

Рекомендации

С 1 июля 2015 года организации и предприниматели, осуществляющие в Москве деятельность с использованием объекта осуществления торговли, должны уплачивать торговый сбор. Встать на учет плательщик торгового сбора обязан, даже если он имеет право на существующую льготу. Такая информация указывается в уведомлении о постановке на учет (ТС-1).

В настоящее время плательщики торгового сбора сталкиваются с отсутствием в главе 33 НК РФ определений, относящихся к торговым объектам. Поэтому, по нашему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться нормами постановлений Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП и от 03.02.2011 № 26-ПП. Именно такие разъяснения даны Департаментом экономической политики и развития города Москвы (см. здесь).

В случае возникновения спорных ситуаций плательщик сбора вправе подать жалобу как на акты и действия Департамента, так и налоговой инспекции. В обоих случаях такие жалобы рассматриваются вышестоящими органами.