Документ
Письмо ФАС РФ от 28.11.2013 № АК/47658/13
Комментарий
Очень часто лицам, устанавливающим конструкции с той или иной информацией о юридическом лице, его деятельности, товарах, услугах и т.д., не понятно, является ли размещаемая ими конструкция рекламной (то есть предназначена ли она для размещения рекламы). Это важно знать, так как в данном случае перед установкой и эксплуатацией такой конструкции необходимо получить специальное разрешение, а во время эксплуатации – соблюдать требования специального технического регламента. Кроме того, нужно выполнять ряд требований закона и к содержанию самой рекламы. Несоблюдение этих правил может привести к наложению административного штрафа. Если же конструкция не является рекламной, а предназначена лишь для информирования, соблюдать требования законодательства о рекламе не нужно.
В своем письме ФАС РФ разъясняет, в каких случаях конструкцию следует считать рекламной, а в каких нет.
Фотографии товаров на фасаде магазина не являются рекламой
Достаточно часто для оформления фасадов магазинов используются фотографии и изображения различных продуктов и других товаров (например, бутылка вина, пивная бочка, одежда и т.п.). По мнению ФАС РФ, подобные фотографии нельзя считать рекламой, если на них не указаны индивидуализирующие признаки изображенных товаров (товарный знак, наименование марки, модели, артикул и т.п.). Подобные фотографии и изображения товаров не преследуют цели продвижения на рынке конкретного товара, то есть не являются рекламой. Соответственно, конструкции, на которых размещены фотографии, не являются рекламными и на них не распространяются требования законодательства о рекламе.
Вывеска с наименованием организации, размещенная в месте ее нахождения, не является рекламной конструкцией
Если в месте нахождения организации каким-либо способом размещена информация о ее наименовании, такая информация не является рекламой. Требования законодательства о рекламе не распространяются также на размещенное в месте нахождения организации коммерческое обозначение, (например, товарный знак (даже если он не совпадает с наименованием организации)). Такая информация, по мнению ФАС РФ, предназначена лишь для идентификации организации клиентами. Если организация занимает все многоэтажное здание, на крыше этого здания может быть размещена установка с наименованием организации. Это тоже не считается рекламой.
Вывеска с информацией для потребителей - не рекламная конструкция
Помимо наименования организации, в месте ее нахождения зачастую размещается также дополнительная информация для потребителей. Так, например, информация об адресе организации и режиме ее работы должна размещаться на вывеске согласно требованиям Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Такая информация не является рекламой. Кроме того, рекламой не могут быть сведения о профиле деятельности организации (например, вывеска "Аптека", "Ресторан" и т.д.), а также сведения об ассортименте реализуемых товаров и услуг (например, "Продукты", "Хлеб", "Мебель" и т.д.). Соответственно, подобные вывески нельзя считать рекламными конструкциями.
При этом ФАС РФ отмечает, что в отдельных случаях сведения о наименовании организации и виде ее деятельности все же могут быть признаны рекламой. Такое возможно, если контролирующие органы придут к выводу, что сведения были размещены не с целью информирования клиентов о месте нахождения организации в конкретном здании, а с целью рекламы организации.
Размещаемые на АЗС табло с информацией являются информационными
На территории АЗС могут размещаться информационные световые табло, содержащие информацию о реализуемом товаре (марке топлива, цен на него и т.п.). Эти сведения признаются информацией о товаре, которую продавец обязан представить покупателю в месте реализации, и на эти табло не распространяется законодательство о рекламе. Помимо этого, на подъездных путях (пути для въезда с дороги на территорию АЗС и выезда с территории АЗС на дорогу) к территориям АЗС, помимо сведений о реализуемом товаре, может быть размещена информация о наименовании юридического лица, номере объекта, режиме работы и т.п. Подобные сведения также не считаются рекламой при условии, что территория подъездных путей принадлежит АЗС.
Перечисленные сведения, размещаемые вне территории АЗС и подъездных путей, признаются рекламой.