Документ
Письмо Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/308
Комментарий
Организации, заключающие договор лизинга, как правило, устанавливают в нем ответственность каждой из сторон за невыполнение каких-либо условий договора. Например, за несвоевременный возврат имущества лизингополучатель обязан уплатить лизингодателю платежи за время просрочки.
Часто на практике лизингополучатель не спешит перечислять эти платежи, в результате чего у лизингодателя образуется задолженность. Может ли лизингодатель учесть ее при формировании резерва по сомнительным долгам, если лизингополучатель признает ее (например, направил гарантийное письмо об уплате либо подписал акт сверки расчетов), а также если он обязан уплатить ее на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу?
Ссылаясь на п. 5 ст. 17 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Минфин России отметил, что лизинговые платежи, уплачиваемые за время просрочки возврата имущества, являются санкцией за несвоевременный возврат. Поэтому для целей налогообложения прибыли они учитывается не в составе доходов от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ, а в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ как доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств. На этом основании они не могут учитываться при формировании резерва по сомнительным долгам, поскольку создание этого резерва в отношении задолженности по санкциям ст. 266 НК РФ не предусмотрено.
Вышеизложенные аргументы финансового ведомства, по нашему мнению, неубедительны.
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Задолженность по лизинговым платежам, образовавшаяся из-за несвоевременного возврата лизингового имущества, соответствует вышеназванным условиям, поскольку она напрямую связана с оказанием услуг по лизингу и ее уплата предусмотрена договором. Поэтому она может включаться в резерв по сомнительным долгам в общеустановленном порядке.
Проблема же в данном случае состоит в другом.
Лизингодатель не может списать за счет указанного резерва задолженность по лизинговым платежам за время просрочки, если она признана лизингополучателем или должна взыскиваться с него по решению суда, поскольку за счет него списываются только суммы безнадежных долгов. Напомним, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются, в частности, долги, по которым истек срок исковой давности, и долги, по которым обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, а также на основании акта государственного органа.
Из сказанного следует, что в резерв по сомнительным долгам стоит включать только ту задолженность по лизинговым платежам, исчисленным за несвоевременный возврат имущества, которая может быть признана безнадежным долгом.
Рекомендации
Учитывая мнение финансового ведомства, задолженность по лизинговым платежам, которые подлежат уплате в связи с несвоевременным возвратом имущества, лизингодателю не следует включать в резерв по сомнительным долгам. В противном случае налоговые органы могут исключить эти суммы из резерва и, соответственно, из расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.