Штрихкодирование

Обновлено: 17.07.2008

Разработкой и внедрением Глобальных стандартов для идентификации продукции занимается международная организация GS1 International (www.gs1.org). На территории Российской Федерации данную организацию представляет ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia (www.gs1ru.org). ЮНИСКАН/GS1 Russia - это добровольная некоммерческая неправительственная организация, состоящая из предприятий-членов, использующих стандарты товарной нумерации и штрихового кодирования GS1. Национальные организации следят за уникальностью предоставляемых кодов автоматической идентификации.

Данный раздел содержит общие сведения, касающиеся штрихкодирования, нюансы, связанные с формированием изображения штрихкодов, а также методику штрихкодирования товаров на предприятии.

Формат EAN13

Формат EAN8

Формат Code 39

Формат Code 93

Формат Industrial 2 of 5

Формат Interleaved 2 of 5

Формат Codabar

Формат Code 128

Формат EAN128

Формат RSS 14

Формат Code 16k

Формат PDF-417

Формирование изображения штрихкода

Необходимо отметить, что для корректного считывания изображения штрихкода сканерами, требуется, чтобы был достаточный контраст между тёмными и светлыми элементами штрихкода. В связи с этим существует ограничение на сочетания цветов элементов штрихкода.

Нормально считываются сканером следующие сочетания цветов:

Считываются при определённых условиях:

Не считываются при определённых условиях:

Не считываются:

Также следует обратить внимание, что изображение штрихкода, в общем случае, нельзя масштабировать, т.к. при этом могут нарушиться соотношения ширины штрихов и пробелов штрихкода. Масштабирование, обычно, допускается в сторону увеличения изображения в целое число раз (этим, в частности, объясняется "скачкообразное" изменение размеров штрихкода при использовании элемента управления "1С:Печать штрихкодов").

Методика штрихкодирования

При штрихкодировании товаров на предприятии, в первую очередь, следует уделить внимание уникальности используемых значений штрихкодов. В большинстве случаев в торговых точках осуществляется продажа товаров, на упаковки которых уже нанесён корректный штрихкод EAN13 или EAN8. При этом в случае, если существует необходимость задать штрихкоды для других товаров, применяется следующая методика: товарам назначается штрихкод EAN13, уникальный в пределах предприятия, значение которого начинается с цифры "2". При этом гарантируется, что ни для какого из товаров, на заводской упаковке которого содержится изображение штрихкода EAN13, не будет совпадения с присваиваемым самостоятельно штрихкодом (первая цифра "2" указывает на то, что используется "внутренний" штрихкод предприятия, уникальность которого должна обеспечиваться на предприятии самостоятельно).

В случае, если предприятие осуществляет продажу весового товара, также существует возможность идентифицировать этот товар. При этом для этого товара также назначаются "внутренние" штрихкоды EAN13 (первая цифра - "2"). В случае, если наряду с "внутренними" штрихкодами весового товара существуют "внутренние" штрихкоды штучного товара, обычно второй символ штрихкода выделяется под префикс, идентифицирующий вид товара (весовой/штучный). Таким образом, например, весовому товару может быть назначен префикс "1", а штучному - "2" или все товары, у штрихкодов которых второй символ отличен от "1" будут считаться штучными. Следующие несколько символов штрихкода весового товара отводятся под его идентификатор и оставшиеся под значение веса.

Большинство весов, осуществляющих этикетирование весового товара при помощи EAN13, формируют штрихкод следующего формата:

2ABBBBBCCCCCD, где A - префикс весового товара (обычно настраивается), BBBBB - код товара, CCCCC - вес товара в граммах, D - контрольный символ EAN13.

Дополнительно
Более подробно с описанием штрихкодов, их структурой и областью применения можно ознакомиться в подразделе "Штрихкоды" данного раздела.