Методические рекомендации по конфигурированию
06.06.2008

Назначение  и методика использования механизма оперативного проведения документов

Для ввода в систему информации о событиях, происходящих в жизни предприятия, таких, как отгрузка товара, приход денег на счет и т.д. в 1С:Предприятии используются документы. Для  отражения событий в различных учетных механизмах (регистрах) существует механизм проведения документов. В процессе проведения документ записывает движения в различные регистры. Проведение может выполняться в оперативном и неоперативном режиме. Таким образом, оперативное проведение является частью механизма проведения документов.

Механизм оперативного проведения предназначен для того, чтобы разделить случаи, когда документ проводится в реальном времени, и случаи, когда проведение документа отражает уже свершившийся факт.

Проведение в реальном времени необходимо тогда, когда ввод и проведение документа не просто фиксируют в системе  произошедшее событие, а участвуют в его формировании, помогая оператору правильно ввести информацию.  Разумеется, это имеет смысл только в тот момент, когда данное событие происходит в реальной жизни.

Классическим примером является ввод и проведение документа, отражающего продажу товаров со склада.  При вводе такого документа в задачу оператора входит не только правильный ввод списка товаров,  которые приобретает покупатель, но и выполнение различных проверок. Прежде всего, необходимо проверить, что запрашиваемый товар имеется на указанном складе. При этом очень важно, чтобы проверка учитывала тот факт, что одновременно с этим оператором работают и другие операторы, которые могут одновременно выписывать те же самые товары. Соответственно задачей системы является не допустить продажу одного и того же товара двум покупателям. Кроме того, может потребоваться и проверка доступного покупателю размера кредита или наличие факта оплаты счета, а также другие самые разнообразные проверки.

Однако, если документ вводится задним числом, то есть в момент его ввода известно, что такое событие уже произошло в жизни предприятия, например, конкретный товар уже отгружен клиенту, необходимость в таких проверках отпадает и нужно просто отразить в учете произошедшее событие. В этом случае проведение документа только фиксирует событие, а не участвует в его формировании.

Таким образом, задача механизма оперативного проведения заключается в разделении этих двух вариантов проведения  и с точки зрения пользователя, чтобы он понимал, какой вид проведения выполняется, и с точки зрения алгоритма проведения документа, чтобы тот отработал действия, соответствующие текущему варианту проведения.

Рассмотрим, как система обеспечивает поддержку данного механизма.

Саму возможность оперативного проведения нужно устанавливать в метаданных для конкретного вида документов (свойство "Оперативное проведение"). По умолчанию, возможность оперативного документа включена. Соответственно, для тех документов, для которых оперативное проведение документа не имеет смысла, его следует в метаданных отключить. Тогда любое проведение документа будет считаться неоперативным.

Для тех видов документов, для которых в метаданных данное свойство включено, система поддерживает режим оперативного проведения. То есть, каждое проведение может выполняться либо в оперативном, либо в неоперативном режиме. При программном вызове записи документа режим проведения указывается в параметре "Режим проведения" метода Записать(). Обработчику события Обработка проведения() передается в параметре "Режим проведения" информация о том, какой режим проведения сейчас используется. На основе этой информации алгоритм проведения должен соответственно выполнять или не выполнять тот набор действий, который необходим для оперативного проведения. Например, если выполняется оперативное проведение, то необходимо проверять наличие товаров на складе. В этой части механизм оперативного проведения не выполняет сам никаких действий, а только передает параметр в обработчик проведения.

Однако кроме передачи информации в обработчик при оперативном проведении выполняется также автоматическое изменение времени документа. Для этого используется поддерживаемый системой механизм оперативной отметки времени. Он позволяет при одновременной работе нескольких  пользователей получать возрастающую последовательность значений типа Дата в пределах дня. Механизм оперативной отметки выдает текущее время или большее на одну секунду последней выданной какому-либо пользователю отметки, если последняя выданная отметка больше или равна текущему времени.

Оперативная отметка позволяет расставить документы в той хронологической последовательности, в которой реально происходили события в жизни предприятия. Это весьма полезно для того, чтобы порядок следования документов и их движений в информационной базе соответствовал реальной последовательности событий, а, следовательно, адекватно бы отражался в различных учетных задачах зависящих от последовательности движений, например, в задачах списания товаров по методам LIFO и FIFO. При записи документа с оперативным проведением система получает очередную оперативную отметку времени и присваивает ее свойству Дата документа. Соответственно, в процессе оперативного проведения документ перемещается в пределах дня на время, выданное механизмом оперативной отметки. Таким образом, все оперативно проводимые документы располагаются в пределах дня в порядке их проведения,  то есть в том порядке, в котором происходили события в жизни предприятия.

При оперативном проведении документа система меняет время документа, однако не меняет день. Это объясняется тем, что дата документа (без времени) имеет, как правило, юридический смысл и должна вводиться пользователем в явном виде. Подробнее про работу механизма оперативной отметки времени можно прочитать в статье "Особенности использования системной даты компьютера при оперативном проведении документов".

Механизм оперативного проведения поддерживается в расширениях форм документов (расширении формы документа и формы списка). Команды, предоставляемые расширениями форм, поддерживают определенную стратегию выбора режима проведения. Эта стратегия может регулироваться свойством ИспользоватьРежимПроведения расширения формы документа. В основном используется вариант Авто, обеспечивающий автоматический выбор режима проведения на основе анализа даты документа и при необходимости запрос режима у пользователя. Подробнее о работе расширения формы документа можно ознакомиться в статье "Запись и проведение документа в форме".

Так как неоперативное проведение является более ответственной операцией, то система предоставляет разработчику возможность отдельно регулировать права пользователей на такой вид проведения. Для этого используется право "Интерактивное проведение неоперативное". Следует заметить, что это право действует только при использовании стандартных команд, предоставляемых расширениями форм. Если вызов проведения выполняется средствами встроенного языка, то данное право следует проверять в модулях самостоятельно.
 
В обработчике ОбработкаПроведения() разработчик, получая текущий режим проведения в качестве значения параметра, должен самостоятельно реализовать изменение алгоритма проведения в зависимости от значения данного параметра. При этом рекомендуется для оперативного проведения выполнять различные проверки, которые необходимы для определения правомерности совершаемой операции. Это может быть проверка наличия товаров на складе, проверка задолженности покупателя и т.д. В этих проверках следует обращаться к текущим остаткам регистров, а не получать итоги на момент времени документа. Система поддерживает текущие остатки в актуальном состоянии, поэтому обращение к текущим остаткам должно выполняться быстро и такое обращение должно обеспечивать высокую параллельность, так как транзакционные блокировки будут накладываться на записи (а точнее, диапазоны ключей) соответствующие запрашиваемым данным.

При неоперативном проведении не рекомендуется выполнять такого рода проверки. С одной стороны, расчет итогов на момент времени документа может занять продолжительное время, а с другой стороны такая проверка не имеет большого смысла. Например, проверяя наличие товаров на некоторый момент времени, мы можем проверить только правомерность выписки конкретного документа, но при этом изменятся условия проведения всех последующих документов и, соответственно, необходимо проверять все последующие документы, в которых отпускались данные товары.

Кроме того, если документ вводится по уже совершенной операции, то в системе отражается уже свершившийся факт, и даже если при этом получаются, например, отрицательные текущие остатки, то ошибка может быть совсем не в этом документе, а в любом другом. Таким, образом, речь уже не идет о проверке правомерности совершения операции и соответственно проверки, выполняемые при оперативном проведении делать не нужно.

В любом случае, необходимо понимать, что проверки которые будут выполняться при неоперативном проведении это не проверки правомерности совершения операции, а проверки правильности ввода документа и при анализе целесообразности включения таких проверок следует соотносить затраты времени на такие проверки и их эффективность. Проверки отдельных документов могут выявить только незначительное количество ошибок и требуют при этом достаточно больших затрат времени, что может существенно сказаться на производительности всей системы.

Для проверки правильности заполнения документов после изменения задним числом, если это необходимо, можно предусмотреть специальную регламентную обработку, которая будет проверять все документы за период и, соответственно, не будет замедлять текущую работу при вводе этих документов.

Наряду с вводом документов задним числом можно записывать документы и их движения будущим временем, то есть вводить информацию, о еще не произошедших событиях. Однако следует учитывать, что это нарушает логику работы механизма оперативного проведения, так как текущие остатки регистров при этом перестают отражать реальное состояние учета (складских остатков, задолженностей и т.д.) и в этом случае проверки текущих остатков при оперативном проведении не будут выдавать адекватной информации. Стандартные команды форм не разрешают пользователю проводить оперативно документы, введенные будущей датой, и не предлагают для них при автоматическом выборе режима проведения выполнить неоперативное проведение. Если выполняется попытка программно вызвать оперативное проведение документа будущей датой (относительно текущей даты или оперативной отметки времени), то выдается соответствующее сообщение.

Разумеется, накладываемые ограничения это только предлагаемая методология оперативного проведения. Существует возможность вызвать неоперативное проведение программно и предоставить пользователю возможность в форме самостоятельно выбрать режим неоперативного проведения. Однако рекомендуется, без особых оснований, не нарушать логику работы оперативного проведения и обеспечивать наличие движений в регистрах только по уже совершенным операциям (не допуская наличия движений по еще не совершенным операциям). Тогда текущие итоги регистров будут отражать реальное состояние учета, и это позволит при оперативном проведении получать адекватные результаты при проверке текущих итогов регистров.

Также не рекомендуется разрешать пользователям менять системную дату компьютера для изменения логики работы механизма оперативного проведения. Подробнее этот момент отражен в статье "Особенности использования системной даты компьютера при оперативном проведении документов".

Следует заметить, что, как и сам механизм проведения, оперативное проведение является только предлагаемой  платформой методологией. Разработчик прикладного решения может использовать ее, или нет для каждого вида документов по своему усмотрению. Однако, использование  стандартной методологии в прикладных решениях для тех задач, для которых она предназначена, позволяет, с одной стороны, решить задачу достаточно быстро,  а с другой стороны, делает создаваемое решение понятным для  любого разработчика, которому будет необходимо в нем разобраться.