Онлайн-кассы

Актуально до 03.07.2018

Нужно ли применять онлайн-кассу, если оплата товара (работ, услуг) производится накопленными бонусными баллами?

Почему возник вопрос

Если организация или предприниматель реализуют товар (работу, услугу), который оплачивается наличными и (или) с использованием электронного средства платежа, то они обязаны применять ККТ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Однако при оплате бонусными баллами ни денежные средства, ни электронные средства платежа не используются. При этом нормы Закона № 54-ФЗ не регламентируют подобную ситуацию.

Возникает вопрос, нужно ли применять ККТ, если фактически денежные расчеты отсутствуют?

Рекомендации

Сами бонусные баллы не являются денежными знаками (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Кроме того, они не приобретаются отдельно, а начисляются за совершение клиентом определенных действий – покупки товаров (работ, услуг). Следовательно, формальные основания для применения ККТ отсутствуют.

Однако положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" связывают определенные права клиента с наличием чека ККТ.

Кроме того, компании (предпринимателю) необходимо вести учет товаров.

Таким образом, по нашему мнению, при оплате товара (работы, услуги) бонусными баллами необходимо применять ККТ. Чек следует пробивать по отдельной секции ККТ для материального учета товаров и защиты прав потребителей.

Данная рекомендация актуальна до 03.07.2018. Дело в том, что с этой даты действует редакция Закона № 54-ФЗ, которая отнесла к расчетам предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Полагаем, что к "встречному предоставлению" можно отнести оплату бонусными баллами. Поэтому обязанность применять онлайн-ККТ теперь прямо закреплена в законе.