Глава 5. Поддержка и обслуживание

5.1. Поиск и установка обновлений

Для правильной работы необходима своевременная установка обновлений, которые отражают изменений законодательства, содержат новую функциональность, исправления возможных ошибок. Обновление производится по команде АдминистрированиеОбслуживаниеРезультаты обновления программыУстановка обновлений.

Помощник установки обновлений позволяет провести обновление из файла обновления в локальном, сетевом каталоге (например, с диска 1С:ИТС) или выполнить автоматический поиск обновления в Интернете.

По гиперссылке Поиск и установка обновлений производится поиск обновлений в указанном месте, и, в случае если такое обновление найдено, выводится информация об обновлении: номер версии, размер файла (Мб) и ссылка на описание нового в этой версии.

Если обновление найдено, для начала процедуры обновления необходимо выполнить команду Далее.

Прежде чем продолжить обновление конфигурации, необходимо выполнить следующие действия:

■ Сохранить несохраненные данные или закрыть формы их редактирования.

■ Если открыт конфигуратор, закрыть его.

■ Если с информационной базой работают другие пользователи, предупредить их о необходимости временно прекратить работу.

После завершения обновления конфигурации программа будет запущена заново. При первом запуске обновленной конфигурации будет выполнено обновление информационной базы в соответствии с изменившейся версией конфигурации.

5.2. Резервное копирование информационной базы

С целью уменьшения риска потери данных ИБ администратору системы необходимо регулярно выполнять резервное копирование ИБ. Частота создания резервных копий зависит от интенсивности ввода новых данных в ИБ.

Система позволяет создавать резервные копии ИБ в режиме 1С:Предприятие. Резервное копирование может выполняться как в автоматическом режиме, так и в ручном. Для автоматического режима предварительно необходимо выполнить настройки. В любой момент времени можно восстановить данные ИБ из созданной ранее резервной копии.

Использование данного функционала предусмотрено только для файлового варианта работы. В случае клиент-серверного варианта для создания резервных копий рекомендуется использовать средства СУБД.

Для работы с резервными копиями у администратора системы должна быть установлена роль Полные права.

В форме Создание резервной копии указывается каталог хранения архивов и нажимается команда Сохранить резервную копию.

5.2.1. Настройка автоматического резервного копирования

Помощник Настройка резервного копирования информационной базы открывается командой Настройка резервного копирования в форме Настройки программы.

На странице настройки резервного копирования можно задать способ резервного копирования: по расписанию или при завершении работы системы.

Если выбран пункт Выполнять резервное копирование по расписанию, то становятся доступны поле Расписание и команда Изменить. В поле Расписание можно выбрать одно из четырех расписаний, настроенных по умолчанию. Если предложенные варианты расписаний не устраивают администратора, то он с помощью команды Изменить может настроить свое, взяв за основу существующее и наиболее подходящее расписание. Если к моменту запуска резервного копирования система не будет запущена, то резервное копирование не выполнится.

Если выбран пункт Выполнять резервное копирование при завершении работы, то при каждом выходе из системы администратору будет предлагаться выполнить резервное копирование ИБ. Если в ИБ одновременно работают два и более администратора с ролью Полные права, то предложение о резервном копировании будет выдано последнему администратору, который выходит из системы.

На этой же странице помощника необходимо указать каталог, куда будут сохраняться резервные копии ИБ. Для того чтобы со временем не возникало переполнения дискового пространства из-за большого количества старых резервных копий, в помощнике можно установить флажок Хранить ограниченное количество резервных копий и задать либо число резервных копий, либо период, за который они будут храниться (например, за последний месяц).

5.2.2. Процедура резервного копирования

При наступлении времени выполнения резервного копирования система установит блокировку ИБ и завершит работу всех пользователей. При этом будет открыта форма, в которой по гиперссылке Активные пользователи можно открыть список подключений к ИБ. Более подробную информацию о блокировке ИБ, завершении работы пользователей и о списке Активные пользователи можно найти в разделе «Завершение работы пользователей».

Если система не сможет завершить работу всех пользователей, то примерно через 5 минут она предложит выполнить резервное копирование при подключенных к ИБ пользователях. С предложением системы можно согласиться, если администратор уверен в том, что подключенные пользователи не вводят данные в ИБ (например, если пользователи в конце рабочего дня забыли выйти из системы). В противном случае необходимо завершить сеансы пользователей на их рабочих местах.

После завершения работы всех пользователей система выполнит резервное копирование.

5.2.3. Вход в информационную базу при неуспешном резервном копировании

Для того чтобы войти в информационную базу, если резервное копирование не выполнилось, необходимо запустить «1С:Предприятие» с параметрами:

ENTERPRISE /F <путь к информационной базе> /CРазрешитьРаботуПользователей /UC РезервноеКопирование.

5.2.4. Восстановление данных из резервной копии

В любой момент времени можно восстановить данные ИБ из созданной ранее резервной копии. Все данные в восстановленной ИБ будут актуальны на момент создания копии. Данные, введенные в ИБ после создания резервной копии, будут отсутствовать в восстановленной ИБ.

Для восстановления данных из резервной копии используется помощник Восстановление данных информационной базы из резервной копии.

В помощнике необходимо указать путь к файлу с резервной копией. Помощник позволяет перед восстановлением данных создать резервную копию. Если установить соответствующий флажок, то потребуется указать папку, в которую помощник сохранит резервную копию.

После восстановления система будет перезапущена, поэтому если у администратора для авторизации в системе задан пароль, то на последней странице помощника необходимо его указать. Нажав на кнопку Готово, можно завершить работу помощника. После этого система установит блокировку ИБ и завершит работу всех пользователей, выполнит резервное копирование (если это задано пользователем) и восстановит данные ИБ из указанной резервной копии.

5.3. Тестирование и исправление информационной базы

В процессе работы системы «1С:Предприятие 8» могут возникать различные нештатные ситуации: отключение питания компьютера, «зависание» операционной системы, сбои оборудования и прочее. Такие ситуации, возникшие в процессе записи изменений в информационную базу системы «1С:Предприятие 8», могут привести к ее некорректному состоянию. Внешние проявления некорректного состояния информационной базы могут быть различными, вплоть до невозможности открыть информационную базу в режиме 1С:Предприятие.

Для диагностики и устранения ошибочных состояний информационных баз предназначена процедура Тестирование и исправление информационных баз, которая запускается в режиме Конфигуратор выбором главного меню Администрирование – Тестирование и исправление.

5.4. Автономное исправление информационной базы

В комплект поставки входит утилита восстановления файлового варианта базы данных chdbfl.exe. Утилита предназначена для автономной проверки и исправления файла информационной базы 1Cv8.1CD (то есть без запуска программы «1С:Клиент ЭДО 8»).

Перед использованием утилиты рекомендуется сделать резервную копию информационной базы. Необходимо закрыть программу «1С:Клиент ЭДО 8».

Чтобы исправить файл информационной базы, нужно сделать следующее:

1. Для запуска утилиты в каталоге установки приложения 1С:Предприятие дважды щелкнуть мышью по наименованию файла chdbfl.exe.

На экран будет выведено окно утилиты.

2. В окне утилиты в поле Имя файла БД указать путь к файлу информационной базы.

3. Чтобы обнаруженные при проверке ошибки сразу исправлялись, установить флажок Исправлять обнаруженные ошибки.

4. Нажать кнопку Выполнить.

Сообщения о найденных ошибках будут выведены в основное поле окна утилиты. Ниже этого поля будет выведен краткий отчет о результатах работы.