Как учитывать создание площадок накопления ТКО?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как учитывать создание площадок накопления ТКО?

Дата публикации 18.01.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

Как учитывать создание мест (площадок) накопления, в т.ч. раздельного накопления ТКО по муниципальному образованию (отдельно по каждому сооружению по адресам или количественным учетом)?

Основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ). Под накоплением отходов понимается их складирование на срок не более чем 11 мес. в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Складирование ТКО может осуществляться потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пп. "б" п. 10 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 8 Закона № 89-ФЗ). Исключение - случаи, когда такая обязанность возложена на других лиц.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведут их реестр. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039).

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Принимая во внимание перечисленные положения законодательства, можно прийти к выводу, что места (площадки) накопления ТКО должны рассматриваться в качестве элемента благоустройства земельного участка, на котором они расположены. Площадки не имеют самостоятельного хозяйственного значения, они должны находиться в непосредственной близости с объектом - источником образования отходов. Кроме того, эти площадки невозможно перенести на другое место без нанесения им несоразмерного ущерба.

Все затраты по возведению объектов благоустройства (в рассматриваемом случае - площадок накопления ТКО) можно учесть в расходах учреждения, при этом первоначальная стоимость земельного участка (здания) не увеличивается. Информация о площадках указывается в инвентарной карточке земельного участка (здания). Аналогичное мнение выражено в письме Минфина России от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.

Орган местного управления может отразить расходы по созданию мест (площадок) накопления ТКО по подстатье 226 КОСГУ на основании п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.

Вся информация о нахождении мест (площадок), их технических характеристиках, собственниках площадок, источниках образования отходов содержится в реестре мест (площадок) накопления ТКО. Поэтому ведение бухгалтерского учета площадок в качестве самостоятельных объектов основных средств излишне.

По нашему мнению, в качестве основных средств целесообразно учитывать контейнеры и бункеры для складирования ТКО, которые принадлежат муниципальному образованию.

Основные критерии отнесения объектов нефинансовых активов к основным средствам перечислены в пп. 38, 39, 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), пп. 7, 8 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н:

Контейнеры и бункеры соответствуют перечисленным критериям, следовательно, могут быть учтены в составе основных средств.

Окончательное решение о порядке учета объекта принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н).

Если комиссия учреждения сочтет, что площадки накопления ТКО следует учитывать в качестве самостоятельных объектов основных средств (сооружений), необходимо принимать во внимание, что такие объекты не относятся к недвижимости.

Определение понятия недвижимости дано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. К ней относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Однако одного критерия отнесения объекта к недвижимому имуществу, установленного ГК РФ - прочная связь объекта с землей - в данном случае недостаточно, поскольку любое асфальтовое покрытие прочно связано с землей, но классифицироваться может по-разному. Поэтому в практике выработано два дополнительных критерия:

В случае с площадкой накопления ТКО перечисленные дополнительные критерии не выполняются, поэтому объект может быть учтен только в составе движимого имущества.

Если площадки накопления ТКО включены в состав имущества казны, объекты могут отражаться в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного учета, если иное не предусмотрено учетной политикой (п. 143 Инструкции № 157н).

Если площадки не включены в имущество казны, их необходимо учитывать отдельно по адресам. Количественный учет для таких объектов инструкциями не предусмотрен.

Смотрите также