Является ли грубым нарушением требований к бюджетному учету отсутствие данных на счете 02?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Является ли грубым нарушением требований к бюджетному учету отсутствие данных на счете 02?

Дата публикации 26.02.2021

Вопрос аудитору

В казенном учреждении на счете 02 не были учтены материалы, не соответствующие критериям актива. В связи с этим КРО указал на грубое нарушение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Однако согласно п. 4 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя об активах, обязательствах или финансовом результате, выраженного в денежном измерении, более 10%. Материалы, не соответствующие критериям актива, не являются активом. Следовательно, такое нарушение не является грубым нарушением требований к бюджетному учету. Правы ли проверяющие?

В соответствии с п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному учету, в т.ч. к составлению либо представлению бюджетной отчетности, понимаются:

При этом положения КоАП РФ не разъясняют, что понимается под активами в целях применения кодекса. В связи с этим нельзя однозначно говорить о наличии или отсутствии грубого нарушения со стороны учреждения.

Для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, которое принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании, контролируется им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Определение актива дано в п. 36 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. В отношении трактовки норм КоАП РФ это понятие не может быть применено.

В общем случае под активами принято понимать все имущество физических и юридических лиц, которым они могут распоряжаться в деятельности для извлечения выгоды. Такое имущество может быть учтено как на балансовых, так и на забалансовых счетах учреждения.

В соответствии с п. 20 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам (в т.ч. по забалансовому счету 02), казенные учреждения формируют справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130). Следовательно, неотражение материалов на забалансовом счете 02 приводит к искажению показателей справки (ф. 0503130).

Казначейством России 19.12.2017 утвержден классификатор нарушений (рисков), выявляемых в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере. В нем среди прочих приведено нарушение порядка учета материальных ценностей. Среди правовых оснований квалификации нарушения (риска) указан п. 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, устанавливающий порядок учета на забалансовом счете 02.

Судебной практики в части неотражения информации на забалансовом счете 02 найти не удалось. Однако неотражение показателей на иных забалансовых счетах (например, 01, 17, 18 и др.) трактуется судами как искажение данных бухгалтерского учета и отчетности.

На наш взгляд, если неотражение информации о материалах, не соответствующих критериям актива, на забалансовом счете 02 привело к искажению показателя бюджетной отчетности более чем на 10%, не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 млн. руб., можно говорить о грубом нарушении бюджетной отчетности. В ином случае грубое нарушение отсутствует.