Как учесть приобретение электронных билетов?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как учесть приобретение электронных билетов?

Дата публикации 31.03.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

С 1 января 2021 года в соответствии с изменениями в Инструкцию № 157н электронные проездные документы (авиа и ж/д билеты) не могут быть учтены в составе денежных документов на счете 201 35. Согласно письму Минфина России от 20.08.2020 № 02-06-10/73254 акт об оказании услуг (агентских услуг) по приобретению, оформлению и выдаче электронных билетов не является документом, подтверждающим получение услуги перевозчика. Независимо от того, каким способом приобретались билеты (согласно государственному контракту (по агентскому договору) или подотчетным лицом) к авансовому отчету (ф. 0504505) необходимо приложить документы, подтверждающие перелет (проезд) в командировку и обратно. Из этого письма можно сделать вывод, что отнести расходы на приобретение билетов по агентскому договору на счет 401 20 можно только на основании авансового отчета, дата бухгалтерской проводки не может быть раньше даты авансового отчета. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10.01.2020 № 02-06-10/387. Конкретных бухгалтерских проводок в письмах Минфина России нет. Как отразить приобретение электронных билетов в учете бюджетного учреждения?

Формы электронных билетов на железнодорожном транспорте и в гражданской авиации утверждены приказами Минтранса России от 21.08.2012 № 322 и от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 322, Приказ № 134) соответственно. Согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ билет удостоверяет заключение договора перевозки.

Маршрут-квитанция электронного авиабилета и контрольный купон электронного железнодорожного билета являются документами строгой отчетности и применяются для наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без ККТ. Это установлено п. 2 Приказа № 134, п. 2 Приказа № 322.

Маршрут-квитанция и контрольный купон представляют собой выписки из автоматизированных систем управления пассажирскими перевозками в авиации и на железнодорожном транспорте.

Документы, которые являются эквивалентом стоимости нефинансовых активов (работ, услуг), как правило, учитываются как денежные документы на счете 201 35 (п. 169 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001, 0310002) с записью "Фондовый" (п. 170 Инструкции № 157н).

Несмотря на то, что электронные билеты не обладают признаком денежных документов – уникальностью (поскольку могут быть распечатаны неограниченное количество раз и даже не выдаваться сотруднику в бумажном виде), до 01.01.2021 многие учреждения учитывали их на счете 201 35, поскольку у электронных билетов имелись другие признаки денежных документов:

Однако приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н в п. 169 Инструкции № 157н внесены изменения. Конкретизировано, что на счете 201 35 учитываются только проездные документы на бумажных бланках. Это правило действует с 01.01.2021. Следовательно, учет электронных билетов в составе денежных документов будет противоречить п. 169 Инструкции № 157н в действующей редакции.

Факт приобретения авиабилета не подтверждает факт оказания услуги по перевозке (письмо Минфина России от 10.01.2020 № 02-06-10/387). Факт оказания услуги подтверждают посадочные талоны (п. 84 Федеральных авиационных правил, утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, письма Минфина России от 15.01.2021 № 03-03-06/1/1448, от 28.02.2020 № 03-03-06/1/14640).

Методологи Минфина России на видео-конференции Федерального казначейства по вопросам формирования годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2020 год (https://disk.roskazna.ru/index.php/s/aeaJgrCnKeJW6bb) разъяснили, что перечисление денежных средств за электронные билеты должно учитываться как расчеты по выданным авансам на счете 206 00.

Поскольку приобретение электронных билетов законодательством о бухгалтерском учете не регулируется, учреждению следует согласовать операции в соответствии с п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), и закрепить выбранный вариант в учетной политике.

Рассматриваемые операции могут отражаться в учете следующим образом:

Дебет КРБ Х 206 22 56Х Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18 (КОСГУ 222) – перечислена оплата за билеты (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 109 ХХ 222 (Х 401 20 222) Кредит КРБ Х 302 22 73Х – приняты к учету расходы по проезду на основании авансового отчета (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 302 22 83Х Кредит КРБ Х 206 22 66Х – зачтен аванс (п. 129 Инструкции № 174н).

Если билеты приобретаются через посредника (агентство), целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику для обособленного учета расчетов с агентством и непосредственно с перевозчиком:

Дебет КРБ Х 206 22 56Х (аналитика "Агентство") Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 222) - перечислен авансовый платеж агентству за оформление электронных билетов (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 206 22 56Х (аналитика "Перевозчик") Кредит КРБ Х 302 22 73Х (аналитика "Агентство") - оформлены агентством электронные билеты, акт оказанных услуг;

Дебет КРБ Х 302 22 73Х (аналитика "Агентство") Кредит КРБ Х 206 22 66Х (аналитика "Агентство") - зачтен аванс, ранее перечисленный агентству (п. 129 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 109 ХХ 222 (Х 401 20 222) Кредит КРБ Х 302 22 73Х (аналитика "Перевозчик") - приняты к учету расходы по проезду на основании авансового отчета (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 302 22 83Х (аналитика "Перевозчик") Кредит КРБ Х 206 22 66Х (аналитика "Перевозчик") - зачтен аванс в части стоимости оказанных услуг перевозки (п. 129 Инструкции № 174н).

Смотрите также