Считается ли существенным искажением бухгалтерской отчетности несоответствие показателей форм 0503775 и 0503738 на 1 млн. руб.?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Считается ли существенным искажением бухгалтерской отчетности несоответствие показателей форм 0503775 и 0503738 на 1 млн. руб.?

Дата публикации 23.03.2021

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение после сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год обнаружило ошибку. Показатели сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) не равны показателям отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) на 1 млн. руб. Будет ли это считаться существенным искажением данных бухгалтерской отчетности? Какая за это предусмотрена ответственность?

В бухгалтерском учете отражается в денежном выражении информация, которая не содержит существенных ошибок и искажений, позволяет пользователям положиться на нее как на достоверную. Это установлено п. 18 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), п. 3 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Действующие нормативные правовые акты не содержат определения понятия "искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности". Такое определение было дано в п. 2.1 правила (стандарта) аудиторской деятельности, одобренного комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.1996, протокол № 6. На настоящий момент документ прекратил действие. Однако полагаем, что определение может быть использовано и в текущем периоде в качестве примера.

Искажение бухгалтерской отчетности - это неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения правил его организации и ведения.

В судебной практике недостоверной бюджетной отчетностью признают отчетность, содержащую ложную, не соответствующую действительности, информацию (см., например, решение ВС Республики Башкортостан от 05.08.2015 № 21-675/2015).

Информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, является существенной. Показатель существенности информации представляет собой количественное выражение, определяющее степень влияния пропуска или искажения информации.

Единый количественный критерий существенности для всех субъектов учета и (или) отчетности не применяется (п. 17 СГС "Концептуальные основы"). Величину критерия существенности организации бюджетной сферы устанавливают самостоятельно и закрепляют в учетной политике. Как правило, это предельное значение искажения информации в учете, начиная с которого пользователи не могут использовать учетные данные для принятия обоснованных решений (выводов).

Критерий существенности информации в отчетности устанавливается с учетом требований п. 3 Инструкции № 157н. Отчетность может быть признана достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений, которые:

В письме Минфина России от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 приведены показатели отчетности, которые существенно влияют на ее достоверность:

Таким образом, учреждению необходимо самостоятельно установить величину критерия существенности информации, влияющую на искажение данных бухгалтерской отчетности. Если сумма в 1 млн. руб. будет превышать установленную величину, это будет считаться существенным искажением данных бухгалтерской отчетности, в ином случае - несущественным.

В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету либо порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное, значительное или грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет административную ответственность.

Под грубым нарушением понимается искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10%, не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 млн. руб. (п. 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ).

В рассматриваемой ситуации, отклонение составляет 1 млн. руб. Такое отклонение еще не подпадает под грубое нарушение, но уже может быть расценено конролирующими органами как незначительное искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) финансовой отчетности (п. 2 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Если должностные лица учреждения самостоятельно выявили ошибки, исправили их и корректно отразили этот факт в отчетности, они могут быть освобождены от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ (п. 6 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Кроме того, пп. 8.1, 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, предусмотрена возможность внесения исправлений в уже принятую отчетность. Исправления могут быть внесены:

В рассматриваемой ситуации рекомендуем учреждению согласовать внесение изменений в отчетность с органом, которому была она представлена.