Ответы по учету в учреждениях госсектора

Вопрос: У казенного учреждения на счете 101 34 числится неисправная оргтехника. Достаточно ли для ее списания решения комиссии учреждения или требуется заключение специалиста-эксперта?

Ответ от 21.09.2016

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В целях реализации этого положения на уровне публично-правовых образований издаются нормативные акты, которые регламентируют порядок списания государственного (муниципального) имущества.

Так, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). Оно применяется при списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного, в частности, за федеральными государственными учреждениями.

В пунктах 7, 9 Положения № 834 уточняются требования к работе комиссии по поступлению и выбытию активов. В них сказано, что в случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Таким образом, эксперт может не привлекаться, если, по мнению председателя комиссии, в учреждении есть сотрудники, которые обладают достаточными знаниями для определения степени морального или физического износа техники и ее пригодности для дальнейшей эксплуатации.

В числе полномочий комиссии указано, что она готовит акт о списании в зависимости от вида списываемого имущества и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (п. 6 Положения № 834). Следовательно, каждое министерство и ведомство определяет свой перечень документов, которые необходимо приложить к акту о списании. В этот перечень может войти и заключение эксперта.

Например, приложениями 1–4 к приказу Росприроднадзора от 17.10.2013 № 631 предусмотрено, что заключение эксперта обязательно, если техника не выработала срок эксплуатации, а также при списании объектов недвижимости, автотранспортных средств и другого движимого имущества стоимостью более 200 тыс. руб.

Таким образом, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза объекта основных средств для обоснования его списания, казенному учреждению нужно искать в муниципальном нормативном акте, регламентирующем порядок списания муниципального имущества, а также в ведомственном нормативном акте.

Если в названных документах такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения. При наличии в комиссии учреждения работников, обладающих специальными знаниями, привлекать специалиста-эксперта необязательно.

Приведенный порядок справедлив и для бюджетных (автономных) учреждений, если для списания имущества требуется согласование с собственником. Вопрос о привлечении независимого эксперта в случае списания основных средств, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, остается на усмотрение руководителя.

 

Как задать вопрос