Как учитывать оргвзносы, полученные учреждением за проведение фестивалей, конкурсов?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как учитывать оргвзносы, полученные учреждением за проведение фестивалей, конкурсов?

Дата публикации 21.07.2020

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение культуры планирует при проведении фестивалей и конкурсов взимать оргвзнос за участие. Есть ли нормативные акты, регламентирующие получение платы за участие в конкурсах (фестивалях), или методические рекомендации по расчету оргвзносов? Как установить цену, на что ориентироваться? Будут ли оргвзносы являться целевыми средствами, которые должны быть израсходованы только на конкретное мероприятие (фестиваль, конкурс)? Какой код доходов применить при поступлении средств на лицевой счет - 130 или 180? Нужно ли платить НДС и налог на прибыль с оргвзносов?

Организационный взнос, который устанавливается для участников массовых мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, соревнований), как правило, представляет собой сумму, покрывающую затраты организаторов на проведение этих мероприятий.

Нормативного правового акта, регламентирующего сумму оргвзносов, порядок ее расчета и получения, нет, поскольку организационный взнос рассчитывается исходя из затрат организатора мероприятия. Такие затраты могут включать, например, оплату за печать сборника докладов и тезисов, информационных материалов, аренду помещений и транспорта, перерывы на кофе и др. В зависимости от масштаба мероприятия, цен поставщиков затраты на каждое мероприятия даже у одного учреждения будут различны. Соответственно, порядок расчета суммы организационных взносов учреждение может разработать самостоятельно и закрепить в локальном акте.

При определении кодов видов доходов бюджетные учреждения руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее - Порядок № 85н). В нем не предусмотрено конкретной статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов для отражения рассматриваемых поступлений.

Основанием для принятия организационных взносов на лицевой счет является, например, положение о проведении фестиваля, конкурса (см. например, положение ХХV международной выставки-конкурса детского и юношеского художественного творчества "Рождественская-2020"). Принятие таких средств бюджетным учреждением возможно, если в его учредительных документах поименована соответствующая деятельность (пп. 2, 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Полагаем, что организация мероприятия может рассматриваться в качестве оказания платных услуг. Факт проведения мероприятия может подтверждаться протоколами конкурсов с указанием информации об участниках, их результатах, выписками из отчетов судейских коллегий, поданными заявками, иными документами.

Доходы учреждения от оказания платных услуг отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Соответственно, доходы от поступления организационных взносов также можно отразить по статье 130.

На статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 100 "Доходы" (п. 12.1.7 Порядка № 85н). Поскольку определено, что доходы от взносов можно отнести на статью 130, статья 180 не применяется.

Нормативные акты в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат понятия "целевые средства". Перечень средств, которые относятся к целевому финансированию, приведен в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Среди прочих это:

Как видно из этого перечня, цель для расходования средств должна быть указана передающей стороной. Организационные взносы в нем не поименованы. Кроме того, доходы от оказания платных услуг должны отражаться по коду вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) (п. 21 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Доходами от приносящей доход деятельности бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Таким образом, средства, полученные от поступления взносов, не являются целевыми. Учитывая, что организационные взносы собираются на организацию конкретного мероприятия, учреждению целесообразно вести раздельный учет таких доходов от иных доходов, полученных по приносящей доход деятельности. Кроме того, как правило, по поступающим в качестве оргвзносов денежным средствам по окончании мероприятия необходим отчет, предусмотренный положением о его проведении.

В части обложения оргвзносов НДС дать однозначный ответ не представляется возможным, так как вопрос Налоговым кодексом РФ не урегулирован. По нашему мнению, необходимо руководствоваться следующим.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Операции, освобождаемые от НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ. Организационный взнос, взимаемый учреждением культуры за участие в фестивалях и конкурсах, в этой статье не указан. Вместе с тем, как отмечено выше, объектом обложения НДС признаются операции по реализации услуг. На наш взгляд, организационный взнос следует расценивать как плату за услугу по участию в фестивале или конкурсе и, соответственно, облагать НДС. Учреждение вправе придерживаться иной точки зрения, но в этом случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Доходы, освобождаемые от налога на прибыль, перечислены в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде организационного взноса, получаемого бюджетными учреждениями, в этой статье не указаны. Следовательно, такой взнос признается внереализационным доходом и учитывается для целей налогообложения прибыли в общем порядке.