Правомерно ли оплачивать коммунальные услуги и содержание служебных квартир за счет субсидии на госзадание?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Правомерно ли оплачивать коммунальные услуги и содержание служебных квартир за счет субсидии на госзадание?

Дата публикации 21.04.2021

Смотрите также

Вопрос аудитору

У бюджетного учреждения есть служебные квартиры. Коммунальные услуги и содержание жилья учреждение платит самостоятельно за счет средств на выполнение государственного задания. У работников из заработной платы потом удерживаются расходы на коммунальные услуги. Если учреждение получает также доходы от внебюджетной деятельности, есть ли разница, из какого источника оплачивать расходы? Насколько корректно удерживать платежи из заработной платы работников?

Отношения по договору найма жилья регулируются гл. 35 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 671 ГК РФ одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма (п. 1 ст. 682 ГК РФ). Таким образом, учреждение должно в договоре найма служебных квартир определить условия оплаты жилья, в т.ч. компенсации коммунальных услуг.

Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее - Закон № 7-ФЗ). Бюджетное учреждение может осуществлять иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует этим целям. Такая деятельность должна быть указана в учредительных документах.

Объем субсидии на выполнение задания определяется с учетом расходов на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Это установлено п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Например, в п. 6 представления Счетной палаты РФ от 23.07.2015 № ПР 07-175/07-03 указано как нарушение включение в размер субсидии содержания площадей, переданных по договорам социального найма и аренды.

Таким образом, если сотрудники возмещают учреждению расходы за коммунальные услуги, они должны оплачиваться за счет средств от приносящей доход деятельности, а не субсидии на выполнение госзадания.

Перечень случаев, когда работодатель вправе удержать часть заработной платы работника, закреплен в ч. 2 ст. 137 ТК РФ. Однако удержание средств за оказанные услуги (в т. ч. коммунальные) в этот перечень не входит. Работодатель может удерживать часть заработной платы с согласия работника.

Удержание не будет противоречить законодательству при наличии от сотрудников соответствующего письменного заявления. Такая операция не будет являться удержанием денежных средств по смыслу ст. 137 ТК РФ.

Смотрите также